1 февраля – 130 лет со дня рождения Евгения Замятина, автора первои? в мире антиутопии. Впоследствии книга вдохновила многих писателеи? на создание своих антиутопии?. Специалист по Замятину, член Союза писателеи?, Татьяна Давыдова рассказала Metro о судьбе романа «Мы».
Замятин деи?ствительно родоначальник жанра антиутопии?
– «Мы» – первая антиутопия в мире. Роман о том, что общество не может быть счастливым, если оно руководствуется принципом равенства для всех и не учитывает запросов отдельных граждан. Но черты антиутопического жанра возникли уже у Достоевского в «Записках из подполья» и «Бесах». Однако жанр классическои? антиутопии (дистопии) создал именно Замятин, уже затем О. Хаксли написал «О дивныи? новыи? мир» и Дж. Оруэлл – «1984».
Раньше говорили, что Замятин более популярен за рубежом, чем в России.
– Это мнение уже утратило свою актуальность. Последнее переиздание романа «Мы» вышло в полнои? редакции в России в 2011 году. У нас Замятин менее популярен, чем Булгаков, но он всё-таки известен.
Можно ли сказать, что Замятин повлиял на Булгакова?
– Да, безусловно. Замятин был старшим товарищем Булгакова. Замятин открыл путь не только всеми любимои? книге «Мастер и Маргарита», но и романам «Чевенгур» А.П. Платонова, «Кащеева цепь» М.М. Пришвина.
Почему «Мы» так и не был экранизирован?
– Экранизация – это как перевод с одного языка на другои?. Думаю, только Тарковскому удалась бы экранизация.
А сам Замятин говорил что-то об экранизации?
– В свое? время потерпев неудачу с публикациеи? произведения в России, Замятин стал искать способы для его популяризации за рубежом. Впервые текст был опубликован на англии?ском языке в США в 1924 году. Позднее он предложил сценарии? «Д-503» кинокомпании Feature Production, однако его предложение было отвергнуто. Может, когда-нибудь исполнится мечта Замятина – и Голливуд возьме?тся за экранизацию романа «Мы».