О чём спектакль
Богатый и знатный князь Дмитрий Нехлюдов случайно встречает в суде, где присутствует в роли присяжного заседателя, обвиняемую в убийстве проститутку Катюшу Маслову, которую когда-то соблазнил и бросил на произвол судьбы. Чувство вины заставляет Нехлюдова просить у девушки прощения, он делает всё возможное для того, чтобы смягчить суровый приговор, и даже едет вместе с Масловой по этапу в Сибирь. Самый последний роман классика русской литературы – это не просто история со счастливым концом, но ещё и безжалостный приговор высшему обществу, по вине которого страдает ни в чём не повинный русский народ. Одна из линий романа, выбранная для спектакля, – размышления о том, что переживает человек, который попадает в тюрьму, как сложно противостоять неизбежному в этих обстоятельствах расчеловечиванию. Режиссёр и автор инсценировки Семён Серзин объясняет, о чём спектакль, с помощью цитаты Толстого: "Все дело в том, что люди думают, что есть положения, в которых можно обращаться с человеком без любви, а таких положений нет. Не чувствуешь любви к людям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми".
В чём особенность постановки
Сценографию "Воскресения" можно назвать минималистской: сцена-трансформер, окрашенная во все оттенки серого, позволяет режиссёру с лёгкостью переносить действие из кабинета изнеженного адвоката Фанарина в тюремную камеру или вагон поезда, который везёт осужденную Катюшу Маслову и её сокамерниц на каторгу в Сибирь. Превращения происходят за счёт визуальных и световых решений. Семён Серзин выступил тут в нетипичной для режиссёра роли художника по свету, намеренно приковывая внимание зрителей то к сияющему бокалу красного вина, то к ярко-оранжевому на тёмно-сером фоне бутерброду с красной икрой, то к глянцевому в буквальном смысле этого слова лицу звезды спектакля Розы Хайруллиной. Постановка идёт необычным для современного театра образом – спектакль показывают дважды в один вечер. Первый сеанс начинается в 19.00, а в 21.30 в "Приюте комедианта" ждут уже вторую порцию зрителей. Каждое представление делится на два стандартных акта, но если первая часть идёт почти час, то второй акт неожиданно заканчивается уже через 15 минут после начала, оставляя зрителя в лёгком недоумении. Говорят, такова задумка режиссёра.
Впечатления обычного зрителя
Несмотря на некоторую лаконичность, "Воскресение" по версии Семёна Серзина воспринимается как целостное художественное высказывание. Вопросы, которые волновали позднего Толстого – фальшь и безответственность аристократов, приводящие к страданию простого, истинного и чистого народа, ценность человека в любых, даже самых жестоких обстоятельствах, – решаются режиссёром в первую очередь за счёт сильнейшего актёрского ансамбля и временами нарочитых противопоставлений: аристократ Фанарин с ярким белым маникюром и глубоким бархатным голосом бездушного гедониста в исполнении Арсения Семёнова резко контрастирует с мужиком Тарасом (Михаил Касапов) с его очевидной накладной рыжей бородой и не существующим в природе псевдонародным говором, сочетающим в себе вологодское оканье и фрикативное "г" тогдашней Малороссии.
Но всё это, включая великолепных главных героев – выразительную Катюшу Маслову (Татьяна Ишматова) и широкоплечего красавца князя Нехлюдова (Евгения Санникова), – уходит на второй план при появлении на сцене Розы Хайруллиной. Вернее, Роза Вакильевна обозначает своё присутствие в спектакле ещё до его начала – именно её голос в записи просит зрителей отключить мобильные телефоны. Просьба завершается коронной приговоркой актрисы "чих-пых", которую Хайруллина умело вставляет и дальше, уже в текст самого Толстого, причём делает это максимально деликатно, но в то же время заметно, как будто расписывается на томике "Воскресения". Заслуженная артистка России играет сокамерницу Масловой Кораблёву – циничную, грубую и ранимую одновременно. Все, кто видел Розу Хайруллину на сцене, соглашаются, что можно бесконечно смотреть на неё, слушать специфический, ни на чей не похожий голос.
Уникальность таланта актрисы заключается в том, что она, кажется, может вообще ничего не делать, просто быть на сцене, существовать под лучом прожектора, – и этого достаточно для того, чтобы всё действие сосредоточилось вокруг неё, глаза всех были прикованы только к ней. Именно Хайруллина произносит один из ключевых монологов пьесы – её героиня рассказывает о том, как двадцать лет назад она оказалась в тюрьме, как в этот момент перестала чувствовать себя человеком. Появление актрисы на сцене, а особенно на сцене петербургской – всегда большое событие, и на "Воскресение" стоит сходить не только ради прекрасного спектакля, но и для того, чтобы увидеть Розу Хайруллину.