Шесть часов вечера, разрушенное здание в заброшенном районе Будапешта, вокруг которого шатаются, болтая и потягивая пиво, группы молодых людей. Эта тусовка не является чем-то необычным: такое же заброшенное здание, где каждую ночь проходят вечеринки, расположилось за углом. И двумя улицами ниже и через пять кварталов.
Добро пожаловать на разразившийся в Будапеште бум разрушенных баров. “Здание является национальным достоянием, поэтому отремонтировать его довольно сложно и дорого, – рассказывает Барна Вендели, менеджер Szimpla, первого в и самого знаменитого в городе разрушенного бара. – Двеннадцать лет назад первоначальные владельцы здания открыли бар в подвальном этаже, потому что это пространство никем не использовалось. Гости стали называть его между собой “руин-бар”, и название прижилось”.
Szimpla и другие руин-бары располагаются в красивых ветхих зданиях конца XIX века. Когда я захожу в Szimpla, здесь полно людей, сидящих на подержанной мебели, а также здесь есть старая машина и кресло дантиста. “Старая мебель – это часть затеи, – объясняет Вендели. – Когда люди, живущие по соседству переезжают куда-нибудь, они отдают нам свою мебель”.
“Эти бары являются ценными активами города, потому что людям нравится чувство неформальности, которое они здесь испытывают, – отмечает Давид Торселло, итальянский антрополог, который преподаёт в Центрально-европейском университете в Будапеште. – Люди чувствуют себя в руин-барах комфортно. И тот факт, что эти места обставлены мебелью коммунистических времён заставляет людей чувствовать связь с прошлым. Вспомните, что страны Центральной и Восточной Европы пережили череду стремительных изменений”.
Иными словами, для венгров руин-бары являются прямым наглядным напоминанием о прошлом страны. “В них есть масса никому не нужных вещей, которые напоминают о детстве, – объясняет 22-летняя студентка Эльза Морксануи. – В них более домашняя атмосфера, чем в других барах. Но они были популярны среди людей моего поколения лет пять назад, когда они были по-настоящему модными и подпольными”. Несмотря на это, туристам Морксануи советует посетить один из руин-баров как абсолютный маст-хэв. Так куда же отправляется молодая и модная толпа теперь? В новые и более высококлассные руин-бары.
Szimpla открывается в полдень и закрывается в 4 утра, несмотря на то, что тут же работает органический рынок каждое воскресное утро. Сейчас Вендели очень беспокоит недавно введённый налог на учреждения, которые продают алкоголь после полуночи. Но разве ей не стоит беспокоиться о закрытии городом бара в целом? Разрушенные здания в конце концов не очень безопасны для современного города. По словам Торселло, дело обстоит иначе: “Руин-бары важны, потому что они соответствуют образу города в целом”. Судя по неофициальным опросам, руин-бары – первое место, куда отправляются туристы.
Как появились руин-бары?
– Первый руин-бар Szimpla был открыт 12 лет назад в 7-м округе, еврейском квартале Будапешта. Новые места стали открываться одно за другим в доходных домах, фабричных зданиях, обречённых на гибель. Их обставляли поддержанной мебелью из старых домов культуры, кинотеатров и квартир, в связи с этим эти места стали олицетворением ретро. Большинство посетителей являются молодыми людьми в возрасте от 16 до 40 лет, местные и, конечно же, иногда туристы. Сейчас в Будапеште 25-30 руин-баров.
Какие здания больше всего подходят для руин-баров?
– Руин-бары чаще всего располагаются в центральной части Будапешта, в основном в 6-м и 7-м округах. Для таких баров больше всего подходят старые здания начала XIX века.
Чем они отличаются от обычных баров и пабов?
– В них ретро-мебель и ощущение старины, они очень сильно отличаются дизайном от других подобных мест.