О невероятной находке в Музыкальной библиотеке Лейпцига сообщается на её сайте. Ноты были обнаружены среди собрания работ немецкого скрипача Карла Фердинанда Беккера во время составления нового издания каталога Кёхеля – полного списка всех произведений Моцарта в хронологическом порядке.

Однако эксперты, изучившие находку, пришли к выводу, что её автором является вовсе не австрийский композитор. Точнее, Моцарт не является автором именно этой рукописи – это лишь копия, изготовленная в 1780 году. Оригинальное же произведение, как считают специалисты, было написано совсем ещё юным композитором в середине или конце 1760-х годов. Тогда ему было от 10 до 13 лет. 

Из заметок автора копии следует, что оригинальное произведение было написано Моцартом до первой поездки в Италию.

Сама композиция состоит из семи миниатюрных частей для струнного трио продолжительностью около 12 минут. И хотя произведение очень похоже на другие творения, вышедшие из-под пера композитора, его авторство в настоящий момент однозначно не подтверждено и проверяется специалистами.

Однако научный директор фонда "Моцартеум" Ульрих Лейзингер заявил, что произведение не зарегистрировано в каком-либо другом архиве под именем другого композитора. 

"Мы убеждены, что перед нами неизвестное, очаровательное произведение молодого Моцарта", – заявил он.

Доказать чьё-либо авторство в музыкальных произведениях возрастом в несколько сотен лет бывает очень сложно, рассказала Metro музыковед, проректор Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных Дина Кирнарская.

– Тем не менее определить авторство можно по косвенным стилевым признакам – так же как определяют работы художников. То есть конкретная музыкальная композиция безумно напоминает стиль какого-то автора.

Иногда помимо стилевого сходства подтвердить авторские права можно с помощью исторических документов, уточнила эксперт. Однако в случае с новым произведением Моцарта таковых нет.

Кирнарская также отметила, что подобные истории с обнаружением старинных произведений искусства происходят повсеместно. 

– Например, в XIX веке в личных семейных архивах обнаружили неоконченную симфонию Шуберта. Уже после его смерти. Ещё, быть может, очень много таких произведений где-то лежат и ждут своего часа. Такие находки происходят вообще постоянно. История искусств пестрит подобными случаями. 

И хотя доказать авторство Моцарта за этой композицией ещё не удалось, вчера состоялось её первое живое исполнение в Лейпцигской опере.