Согласно данным свежего исследования, Facebook, YouTube и WhatsApp превратились в основной источник информации в XXI веке, подвинув традиционные СМИ. Мы попытались разобраться, насколько им можно доверять.
Facebook, YouTube и WhatsApp. Из социальной сети, видеохостинга и приложения для обмена сообщениями они превратились в полноценные новостные каналы. Им доверяют, у них гигантская аудитория. Свежее исследование Института изучения журналистики Reuters (Оксфорд, Великобритания) подтверждает подобные выводы. И это тем более странно, учитывая, что мы живём в эпоху "постправды", фейковых новостей и альтернативных фактов.
Впрочем, ситуация по миру очень неоднородная. В одних странах (США и Англия) источником информации Facebook, YouTube и WhatsApp считают только 3% населения. Тогда как в Малайзии – 51%, в Бразилии – 46%, в Испании – 32%.
Конфиденциальность как добавленная стоимость
Согласно данным исследования, люди доверяют информации, распространяемой в WhatsApp, поскольку считают это приложение приватным. Более того, пользователей привлекает тот факт, что контент здесь не фильтруется автоматически, как это происходит, к примеру, в Facebook. В странах, где есть проблемы со свободой слова (возьмите Турцию), это особенно ценят.
Социальные сети против мейнстрима
Отношения между соцсетями и традиционными СМИ становятся всё более запутанными. Пока в одних странах социальные сети стали для газет и телеканалов дополнительным инструментом в создании новостей, в других, по словам Ника Ньюмана, автора доклада, первую скрипку начали играть социальные сети. К примеру, в Греции доверие традиционным СМИ сегодня очень низкое, рынок слаб и люди обращаются к соцсетям в поисках информации.
Впрочем, идёт и обратный процесс. К примеру, в США на фоне засилья в соцсетях фейковых новостей пользователи стали более подозрительными к этому источнику. Они считают, что общественным мнением на таких платформах, как Facebook, легко манипулировать. И традиционным СМИ такая ситуация по душе. Парадокс же в том, что люди, читая газеты и новостные порталы, стали принимать только ту информацию, с которой согласны. Остальное для них – ложь.
Впрочем, треть опрошенных авторами исследования отметила, что вообще не интересуется новостями либо из-за недоверия, либо потому, что не хочет портить себе настроение. И в таком случае популярные социальные сети действительно постепенно становятся альтернативным источником информации.
По нашим данным, спрос на него увеличился как минимум вдвое за последние пять лет. В среднем по всем странам, которые фигурируют в исследовании, около 50% пользователей читают новости в соцсетях и других социальных медиа. С другой стороны, этот источник информации для них не единственный. Они по-прежнему смотрят телевизор, читают газеты и слушают радио. Лишь единицы ориентируются исключительно на Интернет. В целом же мы уверены, что социальные медиа не заменят традиционные СМИ, а будут идти с ними в паре.
Не больше, нет. По-прежнему в плане доверия традиционные СМИ лидируют. Это мнение 40% аудитории. Но каждый четвёртый использует социальные медиа, чтобы отделить правду от вымысла, фильтруя таким образом информацию. И на примере Греции это прекрасно видно.
Их любят за то, что они предлагают большой спектр мнений и дают быстрый доступ к новостям. Вы видите всё в своей ленте, вам не нужно бродить по множеству сайтов. 24% пользователей считают, что соцсети дают возможность познакомиться с мнениями, которые отличаются от традиционных СМИ. Но ситуацию портит засилье фейковых новостей. Социальные медиа – идеальные площадки для распространения заведомо ложной информации. Это рай для экстремистов или сторонников какой-либо идеологии. Разумеется, это не повсеместная аксиома. Ситуация отличается в зависимости от страны.
Интернет в целом и социальные медиа усиливают атмосферу недоверия. Но мы видим, что во многих странах это лишь вершина айсберга, где общество разделено по политическим мотивам или из-за недоверия традиционным СМИ. В целом же факт остаётся фактом: люди, которые активно используют соцсети, агрегаторы новостей и поисковые системы, обладают более объективной картиной мира.
Мир изменился. Раньше у нас были официальные источники информации, теперь каждый может опубликовать всё что угодно. И, разумеется, пользователи находятся в недоумении, кому верить. Они хотели бы найти источник информации для себя, но не могут.
К чему всё придёт, трудно сказать. Но сегодня очевидно, что социальные медиа заинтересованы в том, чтобы внести больше ясности в контент. Фейковых новостей со временем должно становиться меньше.
Автор: Фелипе Эррера Агирре, Metro World News