На днях предприниматели из Татарстана посетили Кабул и подписали с правительством талибов (движение "Талибан" находится под санкциями СБ ООН за террористическую деятельность и запрещено в России с 2003 г.) документ о развитии в Афганистане угольной теплоэнергетики – в рамках трехстороннего проекта с Ираном и Пакистаном. Кроме того, в нефтегазовой сфере РФ готова подключиться к строительству афганского участка газопровода из Туркмении в Пакистан и Индию. Об этом сообщил посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов.
После того как в 2021 году к власти в Афганистане пришли представители террористической организации "Талибан", РФ стала предпринимать усилия по налаживанию отношений. В июне прошлого года, по словам спецпредставителя главы государства по Афганистану Замира Кабулова, президент РФ Владимир Путин одобрил поставки зерна Афганистану "в случае необходимости".
В этом же месяце делегация талибов посетила Петербургский международный экономический форум. На нем глава Торгово-промышленной палаты Афганистана Мохаммадюнис Хоссейн заявил, что Кабул готов закупать у России 5 000 тонн нефти и два миллиона тонн зерна. А в сентябре министр торговли и промышленности Афганистана Хаджи Нооруддин Азизи сообщил, что между Москвой и Кабулом заключена первая крупная сделка, связанная с поставками российского газа, нефти и пшеницы.
В целом, пока что Москва и Кабул не брали на себя серьёзных обязательств. Однако взаимный интерес присутствует.
– Для России важно, что происходит на южных границах Таджикистана, Туркмении и Киргизии. Стабильность этих стран напрямую зависит от происходящего в Афганистане. И если там происходит дестабилизация, то они сразу это чувствуют. Для Москвы важно, в каком состоянии, в том числе экономическом, находится Афганистан, – рассказал Metro старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин.
Именно поэтому Россия не раз подписывала двусторонние соглашения с правительством Афганистана. Однако эксперт не уверен, что эти договоренности будут выполняться незамедлительно.
– Афганистан сейчас представляет собой территорию повышенного риска, а еще он практически неплатежеспособен. Сейчас все перспективы экономических проектов внутри этой страны находятся в достаточно "кислом" состоянии, – делится Чупрыгин. – Скорее всего, все подписанные меморандумы имеют долгосрочный характер. Эти соглашения не будут осуществляться завтра. И насколько эффективно их будут реализовывать – я пока не могу сказать.
По его мнению, несмотря на все договоренности, у РФ и Афганистана все же нет особых перспектив развития отношений – впрочем, как и у других заинтересованных стран.
– Первым контактировать с талибами начал Вашингтон. Они вели длительные переговоры с ними. США, как и Россия, никогда не поддерживали "Талибан". А вести диалог с радикалами в Москве начали только после того, как они пришли к власти. Не будем также забывать, что именно США воевали с ними двадцать лет, – напомнил Чупрыгин. – Сейчас серьезный опыт работы в Афгане есть у китайцев. Этот опыт не сильно положительный, но КНР не сдается, потому что нужно обезопасить западные окраины, в частности – Синцзян.
Чупрыгин подчеркнул, что полноценные дипломатические отношения с Афганистаном сейчас вряд ли возможны по той причине, что радикальное исламистское движение "Талибан" запрещено не только в России, но и в целом его признает террористическим ООН.
– В ближайшее время боевиков не будут извергать из списков террористических организаций ни в ООН, ни в РФ. Тем более что Россия все же соблюдает правила международного договора. Пока что талибы не доказали, что достойны того, чтобы их перестали считать террористами, – резюмировал востоковед.