Режиссер: Мэри Хэррон
Сценарист: Джон Уолш
В ролях: Бен Кингсли, Барбара Зукова, Кристофер Брини, Руперт Грейвз, Андреа Пежич, Эзра Миллер и др.
Нью-Йорк, 1974 год. Постаревший Сальвадор Дали вместо создания новых шедевров устраивает бесконечные безумные вечеринки и рефлексирует по поводу приближающейся смерти. Его жена и муза, властная Гала, все никак не может заставить мужа писать картины для масштабной выставки. Молодой ассистент из художественной галереи Джеймс, который должен помочь ей расшевелить Дали, невольно попадает в богемное окружение провокационного творца и из первых уст узнает историю его непростой жизни.
Оскароносный Бен Кингсли может вновь претендовать на номинацию "Лучший актер" – порой достаточно одного его пронзительного взгляда, чтобы проникнуться всей болью угасающего гения. Хоть образ Дали в фильме и был несколько романтизирован, Кингсли потрясающе сыграл ранимого и трогательного в своей бытовой инфантильности чудака. Дали безуспешно пытается забыться в бесконечных развлечениях, ведь его любимая Гала все больше времени и денег отдает молодому любовнику, сюрреализм всё менее востребован, здоровье уходит и даже знаменитым усам все тяжелее придать форму.
В фильме есть несколько флешбэков, переносящих в начало творческого пути великого художника. Юного Дали, пока что бедствующего, но полного страсти, сыграл скандально известный Эзра Миллер (Прим. ред. – актер многократно становился виновником инцидентов, связанных с хулиганством, нападениями и кражами, был обвинен в домогательствах к несовершеннолетним), на экране его всего пара минут, однако рекламировали Миллера наравне с Кингсли. Несмотря на всю противоречивость, актер смог показать надрыв мечтающего о любви и признании.
Немецкая актриса Барбара Зукова постаралась сделать многогранным образ Галы (которая, кстати, была русской эмигранткой, ее настоящее имя – Елена Ивановна Дьяконова). Поначалу жена Дали кажется деспотичной и надменной дамой, имеющей безграничную власть над своим витающим в облаках мужем. Однако позже раскрываются и ее страхи – Гала боится вновь оказаться в нищете, тоже чувствует свое увядание и болезненно хочет быть любимой. Хоть ее чувства к Дали давно остыли, порой Гала все еще искренне заботится о муже.
Наивный парень Джеймс (Кристофер Брини), случайно попавший в "мир Дали" (оригинальное название фильма – Daliland), больше выполняет функцию связующего звена в истории художника, нежели является самостоятельным персонажем. Своей ролью в сюжете он напоминает Ника Кэррауэя, рассказчика из "Великого Гэтсби".
Среди героев фильма появляются и другие культовые личности 70-х годов: звезда мюзикла "Иисус Христос – суперзвезда" и любовник Галы Джефф Фенхольт, певица и последняя муза Дали Аманда Лир, мелькает даже рокер Элис Купер.
"Быть Сальвадором Дали" переносит в две абсолютно разные атмосферы: сначала в богемный Нью-Йорк, где беспечные гедонисты сорят деньгами и красуются вычурными нарядами, а затем в тихую, меланхоличную Каталонию, место детства и юности Дали, куда он в итоге возвращается с женой. За заветную статуэтку от киноакадемии явно могут побороться дизайнер костюмов, создавший все эти пышные образы с кучей дорогих тканей, перьев и страз, а также оператор, завораживающе показавший Средиземноморское побережье.
Любителей красивого и умного кино фильм должен порадовать – Мэри Хэррон сумела рассказать историю об отчаянном желании быть нужным и оставить после себя свой уникальный мир.
Плюсы
Актерская игра (в особенности, конечно, Бена Кингсли), сильная драма, шикарные костюмы, живописные виды.
Минусы
Не обнаружено.