13 июля в американском штате Пенсильвания на предвыборном митинге Дональда Трампа на него было совершено покушение. Фотограф агентства Associated Press Эван Вуччи сделал фото, которое в считанные минуты после публикации разлетелось по всем мировым СМИ. На нём окровавленный Трамп на фоне американского флага поднимает вверх кулак. "Боритесь! Боритесь! Боритесь!" – казалось, что этот крик бывшего президента слышится с фото, настолько удачно фотограф поймал момент. 

Фото опубликовали в субботу, а к вечеру воскресенья его купили у агентства 2327 раз: обычно наиболее часто используемую фотографию за неделю просматривают 700 или 800 раз, сообщили в Associated Press.

"Сегодня Дональд Трамп стал 47-м президентом США", – написал под этим снимком на своей странице в сети "Телеграм" шеф американского бюро ВГТРК Валентин Богданов. Сила запечатлённой на снимке эмоции была так велика, что это утверждение мгновенно стало общим местом. "Это уже одна из самых знаковых фотографий в американской истории – и я подозреваю, что она вернёт Дональда Трампа обратно в Белый дом", – написал в соцсети X британский журналист Пирс Морган.

Скорость современных СМИ тут же сделала снимок культовым. "С такими фотографиями на предвыборных плакатах не выборы выигрывают – с ними делают историю", – уверен Валентин Богданов. 

Джо Розенталь "Водружение флага над Иводзимой". 1945 год. Общественное достояние

Джо Розенталь "Водружение флага над Иводзимой". 1945 год. Общественное достояние

 

 

Действительно, репортажное фото Вуччи, штатного фотографа информационного агентства, который просто был на рядовом редакционном задании, тут же встроилось в ряд снимков, которые не просто вошли в летопись искусства фотографии, а во многом написали мировую историю. Нравится нам это или нет, но для современного массового зрителя, у которого впереди анализа идут эмоции, историю давно пишут образы: картинка часто побеждает слово, невербальное часто эмоционально сильнее вербального. 

Снимок Вуччи тут же сравнили с другим знаковым для американской истории кадром – "Водружением флага над Иводзимой" Джо Розенталя, сделанным в 1945 году. В них очевидна композиционная перекличка: кулак Трампа будто сжимает падающий американский флаг – почти так же, как его держат пятеро солдат на горе японского острова Иводзима.

"Когда Джо Розенталь делал своё фото, он, конечно, не предполагал, что создаёт какой-то знаковый кадр, как и другие авторы подобных снимков, которые вошли в историю мировой фотографии и стали иконическими. Это была просто мгновенная реакция фотографа. Но в истории бывают случаи, когда документ становится не просто свидетельством момента, а символом. Любой фотограф – это, прежде всего, человек с его человеческой реакцией, поэтому каждый его кадр – это мгновенное впечатление. Если это впечатление совпало с каким-то знаковым для истории моментом, оно со временем обрастает мифами и может определить образ этого момента на долгие годы", – Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.

Пойманная фотографом эмоция не устаревает

Несомненно, что все ставшие культовыми фотографии крайне удачны композиционно. Но также их объединяет ещё одно удивительное качество – замершая на них эмоция не устаревает с течением времени. Эти фотографии впечатляют любого, даже если он не знаком с контекстом и говорит на незнакомом автору снимка языке. Ольга Свиблова вспоминает ещё один кадр, ставший абсолютно культовым и который так же композиционно перекликается со снимком Розенталя – "Знамя Победы над Рейхстагом" Евгения Халдея. Хотя фотограф был вынужден смоделировать событие (он приехал в Берлин на следующий день после того, как советский флаг был водружён на крыше Рейхстага), его снимок стал самой тиражируемой фотографией Второй мировой войны и вошёл в список ста лучших фотографий мира всех времён по версии журнала Time. Вложенная в кадр энергия не устарела со временем: его делали на горящем Рейхстаге, с первыми встреченными фотографом у его стен солдатами, и с тем же риском погибнуть от случайной пули.

Евгений Халдей. "Знамя Победы над Рейхстагом".

Евгений Халдей. "Знамя Победы над Рейхстагом".

 

 

Ещё один яркий пример репортажного кадра, который сформировал универсальный образ и пережил своего автора – это портрет Че Гевары, сделанный фотографом Альберто Корда на траурном митинге. Его собственное воспоминание о моменте съёмки подтверждает, что во многом энергию снимка определяют пережитые самим фотографом эмоции: "Его лицо, попавшее в кадр, поразило меня; на нём был чёрный берет со звездой майора и кожаная куртка, застёгнутая доверху; ветер развевал его длинные волосы, а взгляд был устремлён в бесконечность". Схваченный Корда всего двумя щелчками затвора фотоаппарата образ революционера стал важнейшим политическим и поп-культурным символом, обеспечив кубинскому повстанцу настоящее бессмертие.

Альберто Корда. "Героический герильеро". Общественное достояние

Альберто Корда. "Героический герильеро". Общественное достояние