Бывший инженер Ирина Залмановна Блейх и её дочь, художница Галина Блейх, переехали в Израиль из Санкт-Петербурга. Они живут вдвоём в семи километрах к востоку от Иерусалима в городке Маале-Адумим. В начале апреля мама и дочь решили показать себя в “антихандрическом” флешмобе “Изоизоляция", участники которого изображают картины с помощью фантазии и подручных средств.
– Повторять то же, что делают другие, не хотелось, и я подумала о скульптуре, – вспоминает в беседе с Metro Галина Блейх. – “Эрмитаж” был для нас родным местом, и в своё время я отмечала, а мама соглашалась, что “Вольтер” Гудона какими-то чертами её напоминает. Так родилась идея сделать статую “Вольтер, сидящий в кресле".
Маму Галина посадила на компьютерное кресло и задрапировала пододеяльником и простынёй, выставила свет (это было сложнее всего) и сфотографировала. Со смехом Ирина Залмановна раскрывает секрет особого сходства:
Я даже решилась на такой смелый шаг: вынула зубные протезы и втянула щёки, так как у Вольтера они впалые.
Успех был неимоверный. Под тем постом от 6 апреля сейчас уже 54 тыс. лайков и больше двух тысяч восторженных комментариев. Продолжения тандем не планировал, но вошёл в азарт после реакции пользователей, оценивших и усилия, и юмор.
– Смеяться так смеяться, и мы решили, что мама станет символом мужской красоты: ни много ни мало Аполлоном Бельведерским. Мы хохотали до колик, когда это снимали.
В руку натурщице вложили тюбик зубной пасты, а шевелюру соорудили из мочалки. Для третьей работы, “Гибель Адониса” Галина “слепила” дикого вепря. Морда и клык, которым зверь нанёс смертельный удар в бедро юному богу, выполнены из бумаги, шерсть – из мохнатого икеевского коврика. Ноги – это гольфы, набитые пакетами.
Начиная с четвёртой работы – скульптуры “Поцелуй Амура и Психеи”, художница размножает свою модель, соединяя разные снимки в фотошопе. Правила флешмоба позволяют. Правильное положение рукам помогли принять миски: в роли Психеи натурщица целовалась с одной, а в роли Амура держалась за другую.
После комментария “Даёшь три мамы!” авторы приняли вызов и выложили свой вариант флорентийской скульптуры “Похищение сабинянок”, рассказывающей о женщинах, которые спасли Рим. Дальше – ещё больше. В копии скульптурной композиции "Аполлон и нимфы" (оригинал находится в Версале) использовано аж семь натурщиц. Сосуды художница нарисовала в натуральную величину карандашом на бумаге и вырезала по контуру. Съёмка заняла полдня.
Приступая к последней скульптурной композиции "Лаокоон и его сыновья", Галина боролась со своей фобией:
Я страшно боюсь змей. Когда в детстве смотрела на эту скульптуру (на слепок в Пушкинском музее. – Прим. ред.), у меня возникало физическое чувство ужаса, поэтому сначала даже не хотела её делать, было неприятно. А потом решилась. Мы взяли колготки, скрутили в жгуты простыни и запихнули их внутрь. Получились убедительные змеи. Когда они лежали на диване, я чувствовала, что они как будто живые.
По легенде, жреца Лаокоона задушили змеи, насланные богами за то, что он заподозрил неладное в троянском коне, подаренном Афине данайцами. В роли провидца Ирина Залмановна ощущала себя борцом с коронавирусом и даже придумала новый, современный финал легендарной сцены.
– Эта скульптура всегда вызывала у меня жалость, что Лаокоон и его сыновья погибают. С детства хотелось, чтобы они победили. Сейчас период самоизоляции, вот пусть они побеждают пандемию.
В комментариях многие восхищаются 90-летней моделью. Далеко не каждая женщина решится опубликовать в соцсетях себя в нижнем белье. “По-моему, это и есть подлинное величие. Смелость. Самоирония. И радость жизни, бьющая через край”, – высказалась участница группы “Изоизоляция” Марфа Хромова-Борисова. Оказалось, Ирина Залмановна не впервые позирует полуобнажённой:
– Позировать для дочери я начала, когда лет мне было в два раза меньше, чем сейчас. Галя занималась в детской художественной школе, и ей нужно было делать учебные наброски с человеческих фигур. В дальнейшем её большие творческие работы тоже требовали моделей, и я смело соглашалась. Я очень доверяю своей дочери. И люди восприняли это хорошо.
– На территории искусства это по-другому воспринимается, это не изображение тела ради тела. Это именно игра, игра с представлением об искусстве, – добавляет Галина.
Также многих интересует, что позволяет Ирине Залмановне сохранять не только хорошую физическую форму, но и любовь к жизни. Вот её ответ:
– Я каждый день занимаюсь зарядкой и стараюсь делать 4 тысячи шагов: хожу по квартире и большому балкону. С детства была очень подвижной и всегда любила лёгкую атлетику, хорошо прыгала и бегала стометровки. В институте постоянно участвовала в соревнованиях. Я много читаю с детства. И очень люблю классическую музыку: Баха, Чайковского, Моцарта. До эпидемии я много ходила на концерты.
Я не чувствую, что мне 90 лет. Мне не по себе, когда я соотношу эту цифру с собой. Не могу сказать, на сколько я себя ощущаю. Мне просто интересно, у меня есть вкус к жизни. И я очень люблю свою дочь и своего внука. Эта любовь меня очень поддерживает, и с их стороны ответное внимание и любовь – тоже. Нет психологического давления. Мне просто легко и хорошо.
У Галины Блейх есть идея напечать на 3D-принтере их с мамой вариант скульптурной композиции "Аполлон и нимфы":
– Можно взять сканер, отсканировать маму в разных позах, сделать трёхмерную модель и на 3D-принтере напечатать в натуральную или даже больше величину. Это было бы совершенно сумасшедшим, постмодернистским ответом настоящей скульптуре. Но это, конечно, дорогостоящий проект.
Стоимость ещё не просчитана. Галина думает, что осуществить задуманное можно, если собрать средства на краудфандинговой платформе. За объявлениями и новыми работами можно следить на странице Галины в Facebook. Там, кстати, вы найдёте фото “Лаокоона его сыновей” в цвете. В статью этот слишком натуралистичный вариант Ирина Залмановна попросила не вставлять.