Если вы видите крутую военную технику в голливудских фильмах – знайте, почти каждый из сценариев этих блокбастеров был прочитан в Пентагоне. Фил Струб – директор по связям с развлекательными медиа в Пентагоне, именно он ставит свою подпись на документе, гарантирующем избранным счастливцам поддержку департамента обороны, а следовательно, значительное снижение производственного бюджета фильма.
Филипп Струб занимает эту должность уже 24 года. Он объяснил мне, как Пентагон "контролирует" Голливуд.
– Процесс обычно начинается со звонка авторов фильма. Они контактируют с одним из офисов в Лос-Анджелесе или непосредственно со мной, и после предварительного разговора о том, что они хотят сделать, мы просим их прислать нам сценарий. Целиком, а не только часть, касающуюся военных, чтобы мы могли видеть контекст. Смотрим, что они от нас хотят, потому что они никогда не делают фильмы просто из патриотизма. И потом мы смотрим на логистику. Мы должны работать параллельно, потому что нет смысла начинать торговаться на тему изменений в сценарии и тратить на это недели, а потом сказать, что что-то из того, что они просят, недоступно. Если всё идёт хорошо, то мы добираемся до момента, когда уверены, что мы окажем поддержку. И даже если сценарий ещё не переписан, но мы уже знаем, что он будет переделан, тогда уже приписываем к этому проекту кого-то из наших офицеров и просим компанию подписать с нами контракт, который мы называем Production Assistant Agreement. Ну, в целом всё. Мы имеем кого-то на съёмках, кто помогает с координацией нашей поддержки, присматривает за актёрами, которые иногда сходят с ума, и мы пытаемся на них повлиять. Или режиссёр решает прибавить что-нибудь к оригинальному сценарию, или любые другие изменения, например, погода меняется и наш самолёт не может лететь...
За то время, что ты здесь работаешь, многое изменилось?
– Было время ещё до моего прихода сюда, эра пост-Вьетнама, когда была не очень популярна тема армии. Было очень сложно найти фильм, в котором армия или военные были бы показаны с положительной стороны. Это был общенациональный вопрос – надо ли было нам участвовать в войне во Вьетнаме. Я даже почувствовал это на себе. Когда я был на военной службе, носил униформу, в некоторых местах было нормальным, когда люди подходили к тебе и спрашивали: сколько детей ты убил? Слава богу, это не происходило каждый день. Это начало немного меняться прямо перед моим приходом сюда. И как пример такого изменения можно назвать фильм Top Gun ("Лучший стрелок"). Джерри Брукхаймер, как один из продюсеров, точно уловил настроение общества. Он понял, что американцы изменились и готовы понять, что во Вьетнаме не обязательно все были злодеями, что люди просто исполняли приказ. Фильм вызвал огромный отклик в обществе. Это было дурацкое кино, но оно сделало кучу денег именно потому, что авторы смогли уловить эти изменения в общественном настроении.
Многие критикуют Пентагон за то, что вы установили своего рода монополию. И, если вы отказываете фильму в поддержке, это означает увеличение бюджета во много раз. Это сравнивают с цензурой.
– Я знаю, что так часто говорят, но если бы, например, федералы приходили бы к производителям фильма и конфисковывали все копии, то тогда это было бы цензурой. Но мы никогда не сделали бы ничего подобного. Это свободная страна, и каждый может снимать, что он хочет. Мы никак не контролируем проекты, с которыми у нас не подписано соглашение.
Но, например, вот вы не поддержали какой-то фильм, а людям нужен вертолёт. Что им делать?
– Может быть, они не смогут найти именно определённую модель вертолёта, и тогда придётся обратиться к компьютерной графике, или они могут сделать что-то из дерева.
И тогда вам всё равно – даже если они покажут что-нибудь не то, это вас не касается, так?
– Да, мы ничего не делаем с теми, чей сценарий нам не нравится. Когда я только начинал здесь работать, я помню, был какой-то рэпер, который в своих песнях призывал людей убивать агентов ФБР и полицейских. И кто-то из ФБР пожаловался. И что было? Такие заголовки! "Правительство вмешивается!", "Тяжёлая рука ФБР" и так далее. Или было ещё такое: "Пентагон не хочет, чтобы вы видели этот фильм". И я всегда говорю: если вы хотите, чтобы все пошли на этот фильм, то самое лучшее – это высказывать критику от лица департамента. Что вы должны делать – это молчать и ничего не говорить.
Авторы платят вам за использование техники и персонала?
Нет, они только возмещают нам наши траты, и в основном это относится к перелётам, топливу. Мы на этом ничего не зарабатываем. Вот, например, для фильма нужен ядерный авианосец. Он сжирает огромное количество топлива. И иногда создатели фильма даже не могут это оплатить. Тогда мы стараемся организовать всё так, чтобы они снимали прямо на корабле, не мешая военным операциям, и они платят нам за полёты на этот корабль. То есть мы не получаем доход, мы получаем компенсацию.
Инструкция по работе Пентагона с Голливудом
Фильм может рассчитывать на поддержку министерства обороны, если он соответствует следующим критериям:
- Реалистично отражает деятельность Вооружённых сил США во всех аспектах.
- Вносит вклад в лучшее понимание населением целей и задач ВС США.
- Может привести к росту желания служить в армии США или укрепить желание оставаться на службе.
- Отдел внешних коммуникаций с развлекательными медиа минобороны США осуществляет координацию в работе над сценарием, а также может предлагать развитие сюжета или изменения в сценарий, которые могли бы разрешить проблемы, препятствующие сотрудничеству с министерством обороны.
Мы никак не отслеживаем положительное влияние
По словам Филиппа Струба, директора по связям с развлекательными медиа минобороны США, они не ведут никакой статистики, измеряющей позитивное влияние на зрителей того или иного фильма. "Мы просто надеемся, что положительное освещение образа американской армии повышает в зрителях уровень патриотизма и желание служить своей стране, но мы это не отслеживаем и никак не измеряем. Просто действуем по инструкции, и всё", – говорит он.
3 самых громких проекта
Падение "Чёрного ястреба"
Самый масштабный проект при поддержке Пентагона. Съёмки проводились в Марокко и требовали наличия большого количества техники и людей.
"Железный человек"
"Во время съёмок мы с режиссёром спорили прямо на площадке, – вспоминает Фил Струб. – На нас смотрели сто человек. В итоге я победил".
"Трансформеры"
Иногда не так важно, так ли уж реалистичен фильм, главное – насколько хорошо в нём выглядят военные, есть ли у них чувство юмора.