Создание электродвигателя стало предвестником эры индустриализации. Первые образцы появились еще в 19 веке, но на их усовершенствование и запуск в массовое производство понадобилось несколько десятилетий.
1821 год
Английский физик Майкл Фарадей опубликовал научную статью, в которой подробно описал результаты своего эксперимента со стрелкой, непрерывно вращавшейся вокруг магнитного полюса. Ученый разработал преобразователь электрической энергии в механическую. Его открытие стало прототипом электродвигателя.
1833 год
Весной 1833 года английский физик Уильям Стерджен представил ученому сообществу электродвигатель постоянного тока собственной конструкции. Презентация состоялась в Лондоне, а агрегат Стерджена стал первым пригодным к эксплуатации двигателем.
1834 год
Русский академик Борис Якоби изобрел электрический двигатель с вращающимся рабочим валом. Мощность мотора составляла 15 Вт, максимальная скорость вращения вала – 120 об/мин.
1839 год
Борис Якоби продолжил работу над электрическими двигателями. В 1839 году он сконструировал лодку с электродвигателем мощностью в 1 лошадиную силу. В лодке было 14 посадочных мест. Во время испытаний выяснилось, что она в состоянии перемещаться по реке против течения. Так электрическому двигателю нашли применение на практике.
Следующие 45 лет изобретатели из Шотландии, Британии, Германии, Бельгии создавали, совершенствовали, испытывали электрические двигатели для локомотивов, промышленных приводов, других механизмов. В результате этих экспериментов появился асинхронный электродвигатель.
1885-1891 годы
Двухфазный двигатель был изобретен инженером из Италии Феррарисом в 1885 году. Разочарованием для конструктора стал низкий КПД мотора – всего 50%. Феррарис не верил, что это значение можно повысить, поэтому прекратил эксперименты.
Параллельно с Феррарисом над двухфазным асинхронным двигателем работал Никола Тесла в США. Он довел начинание до конца и в 1887 году запатентовал свой электромотор.
Тем временем дело Феррариса продолжил русский инженер Михаил Доливо-Добровольский. После прочтения доклада итальянского конструктора он начал свои изыскания в этом направлении и создал трехфазный асинхронный электродвигатель.
Необходимость перехода от двухфазной системы к трехфазной Доливо-Добровольский объяснял тем, что намагничивающая сила на статоре распределяется лучше в трехфазных приводах.
Время и практический опыт подтвердили его правоту – сконструированные Доливо-Добровольским электродвигатели стали основой для агрегатов, запущенных в серийное производство. Конструктивно они претерпели лишь незначительные изменения.
Сегодня трехфазные асинхронные двигатели активно используются в разных промышленных отраслях. В России электроприводы стали широко внедряться после революции 1917 года, когда в стране началась массовая электрификация. И если в начале 20 века максимальная мощность двигателя не превышала 5 кВт, то уже в 1920 году она достигла 60 кВт.