Вот уже который год подряд тема финтеха (см. Википедия "финансовые технологии") не сходит с первых полос интернет-изданий. Волна инноваций FinTech продолжает качать банковскую отрасль во все стороны. Почти мгновенное внедрение новых технологий, появление новых бизнес-моделей создают все большую проблему практически для всех действующих на сегодняшний день банков. Сами же банки, а также надзорные за ними органы вынуждены адаптироваться к новым стандартам, учитывать все нововведения, оценивать риски и возможности, но соблюдать при этом какие-то нормативы и благоразумие. Так что же на самом деле происходит? С какими проблемами придется столкнуться почти каждому участнику глобального прогресса?
Потребность в сотрудничестве
С применением новых финансовых технологий, встает вопрос о кибер безопасности, защите данных и прочих благах движения вперед. В связи с этим, надзорные органы банка вынуждены сотрудничать со сторонними ответственными организациями, например, с органами власти и безопасности.
Кроме этого стоит учитывать, что финтех-предприятия постепенно расширяют географию и юрисдикцию своей деятельности, выходят за пределы регионального и национального кредитования или инвестиционной деятельности, делая шаг в сторону трансграничных операций. Учитывая наблюдающийся рост количества таких финтех-компаний, а также потенциал по их расширению, сама собой напрашивается необходимость международного сотрудничества между супервайзерами, координировании надзорных мероприятий для трансграничных операций с FinTech в тех местах, где это необходимо. Международные расширения выгодны всем сторонам-участникам, но требуют налаживания сотрудничества и скоординированности между юрисдикциями и секторами. Всем необходимы унификация подходов и нормативное регулирование.
Изменения внутренней организации
Финансовые услуги и операции становятся с каждым днем все более и более технологичными и продвинутыми. Это, в свою очередь, требует переоценки процессов контроля за ними. Банковские контролирующие органы должны научиться быстро адаптироваться к инновациям FinTech, чтобы осуществлять эффективный контроль за банковской системой в целом и ее отдельными уровнями. Задача это довольно нелегкая и весьма важная. Кто не справится с заданием на старте, столкнется с трудностями позднее.
Актуальность нормативной базы
Не секрет, что банкам и контролирующим их органам придется пересмотреть ряд положений, не идущих в ногу со временем. Ведь иначе можно спровоцировать риск непреднамеренного регулирования, то есть, создать такие условия, когда новые бизнес-модели будут продвигать старые, но критически важные банковские операции вне регулируемых условий. Или наоборот, можно случайно создать препятствия для новых участников и бизнес-моделей.
Контролирующие органы также должны пересмотреть свои нормативы в свете новых рисков.
Работа с персоналом
Не на последнем месте стоит проблема работы с персоналом. Технологический прогресс требует тщательного пересмотра моделей укомплектования штата, его обучения и оснащения. Руководство должно обеспечить свои организации такими кадрами, чтобы их знания, навыки и инструменты были актуальными и эффективными при работе с бизнес-моделями финтеха и новыми технологиями. В масштабах небольшой организации, занимающейся одним-двумя видами операций, подготовка персонала особой проблемой не станет, но большие финансовые компании могут столкнуться с серьезной задачей. Так, например, небанковские кредитные организации для поиска клиентов с успехом используют простые и удобные вспомогательные Интернет-сервисы, такие как Monily, Tien24 и другие, что сводит количество обязательного обслуживающего персонала к минимуму. Остальные же готовят персонал, кто как может: самостоятельно, привлекая особые агентства, посещая тренинги, лекции и семинары. Со временем банковские организации также переведут почти все финансовые операции в сегмент онлайн-банкинга и сократят численность живого штата. Но, до тех пор пока это не произойдет, они будут нуждаться в человеческих ресурсах, компетентных работать завтра, а также способных строить сегодня новую платформу для FinTech.
Кто останется в выигрыше?
Конечно же, здесь перечислены далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются или могут столкнуться банковские организации. Но справедливо сказать, что не все из перечисленных задач, относятся только к банковской отрасли. Много трудностей лежат, например, в плоскости несовершенства законодательной базы. Но несмотря на все преграды, FinTech работает во благо цивилизованного общества. Первопроходцы финтеха уже сегодня завоевывают новых клиентов, предлагая им интересные возможности, и существенно улучшая сервис самых востребованных услуг. Становится понятно, что преуспеют те, кто сможет отыскать свой правильный баланс между защитой собственной финансовой стабильности и защитой клиентов, а также оставит место для внедрения новшеств.