На аэродроме каждый элемент играет большую роль. От правильности распланировки его территории зависит безопасность пассажиров и сохранность техники. Рулёжные дорожки соединяют между собой разные части лётного поля. Они предназначены для буксировки и руления воздушных судов.
Количество и размещение РД зависит от типов самолётов, интенсивности движения ВС, наличия и расположения спецплощадок, различных строений, ВПП. На больших аэродромах создаются бетонные или асфальтированные рулёжные дорожки, а на маленьких – грунтовые. Они предназначены для обслуживания прибывающих и убывающих самолётов (грузовых или пассажирских).
Разновидности РД:
- вспомогательные – объединяют несколько групп МС;
- скоростные – позволяют самолётам сходить с ВПП без резкого торможения;
- магистральные – располагаются вдоль лётной зоны, обеспечивая быстрое передвижение воздушного судна от начала до конца взлётно-посадочной полосы.
Для обеспечения безопасности дорожки для руления должны иметь небольшую протяжность. Это даёт возможность сократить расстояние, по которому ВС движется от одного объекта к другому.
Основные правила планирования рулёжных полос
Устройство системы РД должно обеспечить максимальную безопасность воздушных судов во время маневрирования между элементами аэродрома. Рулёжные дорожки отвечают ряду требований:
- Схема движения самолётов максимально простая и чётко спланированная.
- Количество поворотов сведено к минимуму. По возможности исключается пересечение воздушных судов во время руления.
- Прокладывание РД недопустимо в местах, где свободно передвигаются люди.
- Воздействие реактивной струи на прилегающие территории должно быть минимальным.
Каждая взлётно-посадочная полоса оснащается достаточным количеством входных и выводных дорожек. Последние обеспечивают максимально быстрое передвижение воздушного судна в точку, расположенную за пределами ВПП.Выводные полосы могут размещаться под прямым или острым углом. Первый вариант предполагает поворот самолёта из ВПП на минимальной скорости. Второй вид РД позволяет воздушному судну двигаться быстро, без задержки на взлётно-посадочной полосе. Подобная планировка обеспечивает повышение пропускной способности аэродрома.
Особенности разметки
На рулёжные полосы наносят различные знаки, которые помогают пилотам оперативно переводить самолёт из одной точки в другую. Основные элементы разметки:
- осевая линия – сплошная или пунктирная полоса. Вторая встречается во всех аэропортах, которые сертифицированы по FAR (часть 139);
- обозначение пределов дорожки – двойная жёлтая линия, части которой располагаются на расстоянии 150 мм друг от друга. Незаменима в случае, когда края полосы для буксировки не обозначают её пределы;
- отметки географического расположения – необходимы в местах с плохой видимостью. Имеют вид розового круга с чёрными значками в середине. Их наносят по левую сторону от осевой линии по движению воздушного судна;
- отметки направления – чёрные обозначения на фоне жёлтого цвета. Их наносят с двух сторон от осевой черты.
На больших аэродромах в тёмное время суток РД обозначаются разноцветными огнями. Синие фонари указывают на границы полосы. Зелёные или жёлтые лампочки размещаются вдоль осевой линии. Красные немигающие огни располагаются в местах остановки возле ВПП. Пара мерцающих жёлтых фонарей защиты означают точки пересечения РД и взлётно-посадочной зоны. Три лампочки такого же цвета монтируются в местах остановки.