В московской области в августе снова растут тарифы ЖКХ, лидером среди районов МО традиционно являются Химки и Красногорский район, а средний рост достигает 4 пунктов в процентном выражении. Всего же в Московской области около 55 тысяч жилых домов, которые обслуживаются девятью сотнями управляющих компаний, 150 из которых делят более 80% рынка ЖКХ. Эти цифры и другие цитаты губернатора привел глава Госжилинспекции МО Вадим Соков с своем интервью после проведения заседания регионального правительства.
По словам Сокова, за первую половину 2018 года в Госжилинспекции на портале "Добродел" были зарегистрированы 42 591 обращений, 21 231 из которых, сообщения о ЖКХ. Большинство из них относится к качеству услуг, оплаты ЖКХ и т.д.
Из общей массы обращений около 12% традиционно составляют вопросы по коммунальным платежам с общей суммой претензий более чем триллион рублей. Мы попытались разобраться в этих огромных цифрах и текущем состоянии дел и рассмотрели хронологию событий.
В ноябре 2017 года ряд крупнейших управляющих компаний поднимают тарифы, среди них "ДЭЗИС", "МОЭК", "Эстейт-сервис", "ДЭЗ ЖКУ" и многие другие. Уже в декабре 2017 прокуратора области инициирует проверку в отношении 30 самых крупных управляющих компаний, после чего незамедлительно начинается череда массовых судебных исков от граждан и большинство УК на время разбирательства возвращают тарифы на прежний уровень. По состоянию на август 2018 большинство судов успешно выигрывают УК, а претензии прокуратуры снимаются в судебном порядке. Доказав свою правоту в судах (например по делу № А40-98146/18 Арбитражного суда города Москвы, против УК "Эстейт-сервис" от 6 июля) управляющие компании снова поднимают тарифы на уровень, уже обоснованный судом. После этого в судебном порядке требуют от граждан компенсации за вынужденно понесенные убытки в виду перерасчета с декабря 2017.
Как выяснялось в результате проверок прокуратуры: в конце 2017 года в связи несколькими важными факторами, среди которых и изменение тарификации единой государственной транспортной системы "Платон", удорожанием стоимости энергоресурсов и т.д. произошел вынужденный перерасчет, а ситуацию попробовали раздуть в своих целях некоторые недобросовестные игроки на рынке ЖКХ с целью расширения зон влияния, проводя массовую агитацию против повышения тарифов и намеренно удерживая тарифы на убыточном уровне на протяжении первых месяцев основной шумихи в судах. Таким образом рост зон влияния некоторых уравляющих компаний составил от 8 до 13 процентов. УК "Эстейт-сервис" и ДЭЗ ЖКУ же напротив потеряли 3% и 7% соответственно.
Таким образом все, что происходит в ЖКХ крайне походит на общую информационную войну, нежели на действия отдельных недобросовестных участников рынка. Рядовым гражданам же следует сохранять расчетливость и проявить стойкость в надежде, что рынок ЖКХ Московской области наконец станет честным и прозрачным.