Решение непрофильных задач отнимает массу времени и сил персонала компании и не всегда результат работ оказывается высоким. Поэтому рано или поздно руководству компании приходится рассмотреть возможность делегирования PR-задач внешнему подрядчику. Расширить штат специалистов или все же отдать предпочтение аутсорсингу? Как принять действительно верное решение?
Дарья Субоч, CEO Коммуникационного агентства SlavaPR дает советы, как оценить преимущества аутсорсинга и избежать ошибок при выборе агентства.
Плюсы и возможные минусы делегирования PR-задач сторонней компании
Аутсорсинг как таковой пришел в Россию только в 90-х годах. Аналитики пророчили скорую гибель аутсорсинговой модели ведения дел на отечественном рынке, но этого не произошло. И, скорее всего, не произойдет никогда. Потому что с каждым годом она становится все глобальнее. Так как мы говорим о пиаре, то от абстрактных фраз перейдем к конкретным фактам:
- Снижение затрат предприятия. Штатный PR-менеджер на первых порах не всегда имеет достаточную квалификацию, а если и имеет, то услуги такого специалиста стоят довольно дорого. В первом случае придется смириться с неизбежными ошибками стратегического планирования, тактического реагирования и со многим другими весьма неприятными моментами. Если руководство компании готово вырастить ценный кадр, то нужно будет вложиться в образовательные программы. Во втором случае – вы можете просто не потянуть такого сотрудника. Услуги агентства по цене обойдутся приблизительно в сумму, равную средней ставке штатного менеджера по пиару.
- Качество работы. Над комплексным решением задач работает команда специалистов и каждый из них будет высококлассным профессионалом в своей конкретной области. При условии грамотно выбранного подрядчика (смотрим отзывы, кейсы) качество результатов работ окажется в разы выше.
Если говорить о возможных минусах PR-аутсорсинга, то их два:
- Несогласованность методов и целей.
- Неактуальность знания руководства о PR.
Если с первым минусом все понятно, то со вторым чуть сложнее. Руководство предприятия, если оно не специализируется на предоставлении рекламных услуг, по определению не может иметь актуальных знаний о принципах построения эффективной цепочки информационных потоков. А специалисты коммуникационного агентства такими знаниями обладают. И крайне важно работать сообща, наметить общие цели и планомерно их достигать, не подвергая сомнению компетенцию подрядчика. Концепция работы должна быть предельно гибкой, чтобы в любой момент ее можно было бы откорректировать в зависимости от текущей ситуации в информационном пространстве.
А нужно ли это конкретно вашей компании?
Несмотря на очевидные преимущества и потенциальную выгоду, нельзя рассчитывать, что PR-услуги агентства могут стать панацеей в любой ситуации! Все зависит от индивидуальных параметров бизнеса.
Если говорить о совсем маленьком бизнесе, то ни штатный пиарщик, ни агентство в этом случае не нужны. На этом этапе развития только руководитель может лучше всех знать, какие задачи целесообразно решать, а какие – нет. И, вероятнее всего, достаточного количества работ ни для своего сотрудника, ни для агентства просто не наберется.
Компании со штатом до 15-ти специалистов и с небольшим оборотом вполне могут обойтись силами собственного специалиста. Но если у PR-менеджера возникнут сложности с решением тех или иных задач, то прибегнуть к услугам агентства можно, но только в консультационных рамках. Иначе – просто невыгодно в двойном размере нести затраты и на содержание своего сотрудника, и на оплату услуг агентства.
Для компаний средних размеров однозначных рекомендаций уже нет. Во многом решение передать PR внешнему подрядчику или оставить в компетенции своего менеджера зависит от масштабов вашего предприятия, занимаемой на рынке ниши и т.д. Но мы рискнем дать один совет.
С текущими рядовыми задачами (администрирование интернет-ресурса и социальных сетей, сотрудничество со средствами массовой информации) вполне может без проблем справляться один штатный сотрудник, а для решения нетипичных вопросов можно обращаться в агентство. Например, аутсорсер разработает PR-стратегию, а ваш специалист на ее основе будет вести свою работу. Или агентство реализует уникальный проект, для которого у вашего сотрудника опыта и знаний нет.
Для крупных компаний PR на аутсорсинге обойдется значительно дешевле, чем содержание целого внутреннего отдела: экономия на выплате налогов, отсутствие необходимости в оборудовании рабочих мест. Подрядчик не уйдет на больничный или в декретный отпуск. Оптимальное решение: принять на работу всего одного, но очень грамотного пиарщика, который возьмет на себя обязанности по регулярному координированию деятельности коммуникационного агентства изнутри, контроль стратегии, принятие отчетов и согласование планов.
Когда нельзя спешить с увольнением
Еще один фактор, который может подтолкнуть к переходу на аутсорсинг: если PR-менеджер не доказывает свой профессионализм на деле и его работа не приносит эффективного результата. Но не спешите увольнять сотрудника и сразу же передавать задачи подрядчику! Оптимальным решением в такой ситуации станет PR-аудит – это очень востребованная услуга любого агентства. Аудит поможет найти слабые стороны PR-развития вашего бизнеса и подобрать эффективное решение имеющихся проблем. Возможно, после профессиональной консультации ваш штатный специалист сумеет раскрыть свой потенциал и добиться поставленных целей.
Помните, что результат неграмотного пиара может сильно подмочить репутацию вашей компании. Поэтому, прежде чем отдать PR-задачи штатному сотруднику или делегировать их коммуникационному агентству, убедитесь в их компетенции!