Для спецназа и разведки нужна техника, способная быстро передвигаться по бездорожью. При этом в первую очередь важны высокая скорость, проходимость, хороший обзор и возможность быстро применить оружие. Вооруженные силы многих стран мира используют багги. В Великобритании, Израиле и США они стоят на вооружении наравне с танками и броневиками. Российские силы спецопераций раньше тоже закупали багги иностранных производителей.
В 2016 году в Российском Университете Спецназа (РУС) в Гудермесе по поручению Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова конструкторы Российского университета спецназа разработали первый отечественный боевой багги "Чаборз", что в переводе с чеченского означает "медведь-волк". Первые образцы малого багги Чаборз М-3 успешно прошли испытания на базе Российского университета спецназа в г. Гудермес. Глава Чеченской Республики лично принимал участие в испытаниях и вносил свои коррективы в конструкцию багги, исходя из личного боевого опыта.
Серийный выпуск багги в трёхместной версии был начат в феврале 2017 года. Разработку и производство курирует Помощник Главы Чеченской Республики по силовому блоку, Первый заместитель Начальника Управления Росгвардии по Чеченской Республике, и руководитель РУС Даниил Васильевич Мартынов.
"У России самые лучшие танки, самолеты, ракеты, но в таком сегменте, как багги, у нас, к сожалению, пробел. А американцы, канадцы, израильтяне уже несколько лет вкладывают очень серьезные деньги в это направление. Посмотрите на международные конфликты, Сирию. Тактика войны всегда меняется и постоянно ускоряется, нужно быстрее принимать решения, быстро перемещаться. И багги в этом смысле незаменимы", – считает Мартынов.
Первые машины появились у ЦСН ФСБ и Росгвардии. Сейчас их тестируют другие спецподразделения. Также багги участвуют в спецоперациях в Сирии. Машина заинтересовала министерства обороны Сербии, Китая и Казахстана, однако в приоритете оснащение российской армии.
"Наша машина побывала в горячих точках, прошла тестирование, боевое крещение в наших спецподразделениях и зарекомендовала себя очень хорошо", – говорит Мартынов.
Преимущества багги
Багги полностью отвечает требованиям ведения вооружённой борьбы, особенно в горной местности. При его разработке учтен опыт военных конфликтов в Афганистане, Грузии и Сирии. Специалисты РУС, в том числе, использовали собственные знания и опыт участия в спецоперациях.
Раньше во время антитеррористических операций в горах Северного Кавказа военным приходилось передвигаться пешком – многие недоступны для большинства автомобилей и тяжелой техники, и ее оставляли у подножия. При этом все оружие и снаряжение, которое весит десятки кг, несли на себе. В результате на выдвижение у подразделений уходило несколько суток, к тому моменту противник мог уйти. Теперь можно погрузить все в багги, и мобильные группы могут прибыть к месту операции гораздо быстрее.
"Машина может на себе перевозить большой груз и абсолютно неприхотлива, Кроме того, появляться в таких местах, где противник ее не ждет. То есть она может применяться для блокирования периметра, участка, может участвовать в рейдовых мероприятиях. У нее очень широкий спектр" – говорит Даниил Мартынов.
Там где другая техника пройдет с трудом или не пройдет вовсе, багги показывает свои лучшие качества. УАЗ не может преодолеть склоны круче 35° градусов. Гусеничный вездеход слишком большой и неповоротливый, да и гонять в горы такие тяжелые машины ради небольшого отряда неоправданно. Квадроцикл смог бы проехать и он еще легче багги, но он не позволит поставить вооружение, везти снаряжение, боезапас. Кроме того, он рассчитан только на двоих пассажиров, и у него больше, чем у багги, шанс перевернуться, что неизбежно повлечет за собой травмы для экипажа.
Багги устойчив на уклонах круче 45°, а в случае опрокидывания с экипажем внутри легко переживает полный переворот. Машина встает на дугу, находящуюся над крышей, а пятиточечные ремни безопасности надежно удерживают экипаж. Сразу после переворота багги заводится и набирает скорость, будто не переворачивался.
Тактико-технические характеристики
Багги вобрал все лучшее от зарубежных аналогов и превосходит их по ключевым характеристикам:
- Габариты: 3,1 × 1,9 × 1,46 м
- Экипаж: до 3 человек
- Угол въезда и съезда: более 60°
- Угол опрокидывания: более 45°
- Дорожный просвет: 35 см
- Снаряженная масса: 820 кг
- Полная масса: 1270 кг
- Грузоподъемность: 300–400 кг
- Двигатель: 98 л.с., 1,6 л
- Объем топливного бака: 35 л
- Расход топлива: 10 л на 100 км
- Трансмиссия: механическая
- Привод: задний
- Подвеска: независимая, газовые амортизаторы
- Максимальная скорость: свыше 130 км/ч
- Температура эксплуатации: от −25° С до +50° С
- Рельеф: степи, пустыни, горная местность, леса, овраги, заболоченные участки, броды
При этом он на 100% состоит из российских комплектующих.
Конструктивные особенности
В машине установлен двигатель и пятиступенчатая коробка передач от серийных автомобилей, произведенных на АвтоВАЗе. Все узлы и агрегаты усилены. Двигатель можно эксплуатировать в условиях сильной запыленности. Машина форсирует и водные преграды, погружаясь практически по грудь водителя. Воздушный фильтр вынесен наверх, чтобы вода не попадала в двигатель.
За счет упрощения конструкции и отказа от кузова в пользу трубчатой рамы багги имеют минимальный вес и габариты. Без груза, снаряжения и экипажа он весит около 820 кг. За счет легкой конструкции возрастают проходимость и скорость (до 130 км/ч). Подвеска обеспечивает высокую плавность хода. Низкое давление на почву дает преимущество при преодолении препятствий в труднопроходимой местности: степь, лес, пустыня, болота, развалины. Пятиточечные ремни позволяют ехать на большой скорости и контролировать ситуацию. Ветровое стекло практически отсутствует, и можно отстреливаться прямо из кабины. Предусмотрены крепления для пулемета и гранатомета.
Небронированную машину лишь с небольшими элементами обшивки трудно представить в бою. Однако в первую очередь багги следует воспринимать как средство доставки, которое позволяет спецгруппам не нести все на себе, увеличить боезапас, меньше уставать и выполнять более широкий круг самых опасных и сложных задач. С помощью багги силовые подразделения смогут наносить быстрые удары по противникам, после чего моментально отходить.
Благодаря весу и габаритам багги можно перевозить на обычной бортовой "Газели", любых двухметровых прицепах, внутри вертолета Ми-8 или спускать на тросе. Кроме того, он легко выдержит самостоятельный перегон по шоссе более 500 км.
Телеканал "Звезда" показал, как происходит ночное патрулирование с участием багги в войсках национальной гвардии.
Модификации
У "Чаборза" есть арктическая версия. Его испытания прошли на весенних учениях Росгвардии в условиях Арктики и Крайнего Севера. На передней оси вместо колес у него лыжи, на задней – гусеничные траки российского производства, разработанные специально для багги из расчета скорости и массы. Из-за усиленной нагрузки на гусеницы мощность коробки передач увеличена в 2 раза.
"Это позволяет быстро передвигаться как по глубокому снегу, так и по льду, не теряя управления и скорости. Благодаря мощному двигателю багги может перевозить достаточно серьезный груз и личный состав. Также удалось добиться плавного хода, с него удобно вести прицельный огонь", – комментирует Мартынов.
Арктический багги спокойно преодолевает лед и снежные наметы, не вязнет в сугробах глубиной до 90 см. По укатанному снегу движется со скоростью 80 км/ч, по сугробам до 50 км/ч, и все это при минусовой температуре ниже ⎯40° C. Несмотря на открытую кабину без обогрева, экипажу не страшен ни холод, ни нападения диких животных – теплая экипировка не позволяет замерзнуть, а медведи просто не могут догнать багги.
Конструкторское бюро РУС постоянно работает над улучшением и эффективностью машин. Следом за трехместной моделью был разработан большой шестиместный багги "Чаборз М-6". Он может перевозить больше груза и оснащаться большим количеством вооружения и оборудования. В зависимости от задачи его можно переоборудовать в пассажирский, разведывательный, грузовой, грузо-пассажирский, санитарно-эвакуационный, ударный или дозорный варианты. Также проходит тестирование четырехместная спортивно-туристическая модель, приспособленная полностью под гражданские нужды.