Электромобили в Норвегии
На свою среднюю зарплату норвежец может купить столько бензина, что хватит на 25 000 км. За эти же деньги можно купить столько электричества, что его хватит на пробег 120 000 км. Годовые траты на зарядку составляют в среднем 355 долларов, на бензин -1720 долларов. То есть зарядка от сети в пять раз дешевле, чем "зарядка" бензином! Многие скажут, что заправлять машины электричеством -значит просто перекладывать вину с себя на электростанции, которые все равно "питаются" ископаемым топливом, например, нефтью, углем или мазутом. Это утверждение справедливо только для азиатских стран. Тут можно вспомнить недавний казус, когда в Сингапуре за нанесение вреда окружающей среде оштрафовали владельца "Теслы". Власти подсчитали, что косвенный ущерб из-за выбросов углекислого газа электростанцией при производстве электричества для заправки "Теслы" в два раза больше, чем прямой ущерб от заправки автомобиля бензином. То есть, пользуясь электрокаром, ты делаешь только хуже. В случае с Норвегией этот парадокс не работает: 98 % электроэнергии здесь производят возобновляемые источники (энергия ветра, солнечные батареи). Получается, что свой электромобиль вы заправляете практически бесплатно.
Вслед за налоговыми льготами в Норвегии провели комплекс городских и муниципальных реформ. Обладателям электромобилей (или РЫБУ, то есть гибридов с возможностью подключения к розетке) разрешили ездить по полосе общественного транспорта, бесплатно пользоваться всеми общественными парковками (притом что большинство из них платные), платными дорогами и паромами между фьордами. К новым "пряникам" относится еще и возможность бесплатной зарядки на муниципальных ("медленных") станциях, а также софинансирование покупки домашней станции.
Подсчитано, что рядовой обладатель электрокара в среднем может сэкономить до 3000 долларов в год, а житель Осло - до 3800 долларов. Все это - недополученная прибыль бюджета. Вторая проблема, стоящая на пути развития электромобилей, - отсутствие инфраструктуры. Проще говоря, некуда штепсель воткнуть. Власти Норвегии инвестировали и сюда. Сегодня в стране около 9000 муниципальных зарядок мощностью 10-20 кВт каждая. Еще запустили программу по созданию около 800 "быстрых" зарядок мощностью 120-150 кВт. Их предполагается размещать вдоль "федеральных" трасс на расстоянии 50 км друг от друга. Более того, для удобства туристов норвежское правительство оплачивает и создание зарядных станций в Мурманской области (правда, пока этот процесс идет со скрипом).
На территории Норвегии самая плотная в мире сеть зарядок - около 300 "быстрых". Суммарно количество "электроколонок" в стране уже превышает количество бензоколонок. Ежегодно число публичных зарядок растет на 26 %, но все равно не поспевает за ростом числа электромобилей. Поэтому власти стали субсидировать покупки "домашних" автозарядок - сегодня они есть у 96 % владельцев е-мобилей.благодаря налоговым дотациям, льготам от муниципалитетов и развитию инфраструктуры норвежцам и удалось так быстро
пристраститься к электромобилям. Скачок, однако, произошел только в 2010-х. Если сегодня в стране более 200 000 е-мобилей, то в 2010 году их было всего несколько тысяч. И дело здесь не только в правительственных программах (они действуют еще с 90-х), а опять же в законах рынка.
пристраститься к электромобилям. Скачок, однако, произошел только в 2010-х. Если сегодня в стране более 200 000 е-мобилей, то в 2010 году их было всего несколько тысяч. И дело здесь не только в правительственных программах (они действуют еще с 90-х), а опять же в законах рынка.
За последние десять лет аккумуляторы подешевели на 65 %, а линейка предложений на рынке электромобилей расширилась с 3-4 видов до 30-40 моделей на любой вкус и цвет от любого производителя. Сегодня в мире, кажется, нет ни одного концерна, который не выпускал бы свой "зеленый" автомобиль. Согласно исследованиям, к 2022 году стоимость электромобилей упадет еще на 30-40 %, причем без поддержки государства, и они уже смогут конкурировать с "бензиновыми" машинами. Видимо, этим и вызван тот факт, что в 2017-2018 годах правительство Норвегии стало потихоньку сворачивать программы по субсидированию зеленого автотранспорта. К тому же введение многих "льгот" признали ошибочной инициативой, затруднившей жизнь в норвежских городах. Например, если в 2003 году электромобилям разрешили двигаться в Осло не в общем потоке, а по полосам общественного транспорта, то в 2015 году эту "опцию" пришлось отменить.
"Зеленых" машин стало так много, что автобусы среди них оказались в "экологически чистых пробках".
Это вызвало недовольство горожан. Кроме того, в 2018 году при покупке е-мо-биля стали вновь взимать
половину регистрационного налога, а в 2020-м его планируют вернуть полностью. В этом же году
собираются в полном объеме восстановить и транспортный налог. Вопросы пользования парковками, паромами и платными дорогами передадут на уровень муниципалитетов: теперь каждый город или район будет сам решать, предоставлять льготы электромобилям или нет.
"Зеленых" машин стало так много, что автобусы среди них оказались в "экологически чистых пробках".
Это вызвало недовольство горожан. Кроме того, в 2018 году при покупке е-мо-биля стали вновь взимать
половину регистрационного налога, а в 2020-м его планируют вернуть полностью. В этом же году
собираются в полном объеме восстановить и транспортный налог. Вопросы пользования парковками, паромами и платными дорогами передадут на уровень муниципалитетов: теперь каждый город или район будет сам решать, предоставлять льготы электромобилям или нет.
Подсчитано, что в год правительство Норвегии тратит на субсидирование "зеленого" автотранспорта около 2 миллиардов крон (200 миллионов евро). Всего же за время действия правительственной программы израсходовано, по разным оценкам, около 5 миллиардов евро. Вот еще одна цифра, показывающая лукавство "зеленых реформаторов". Всего 25 % обладателей электромобиля владеют только им. У большинства норвежских семей по два автомобиля: е-мобиль для перемещения по городу и классический бензиновый автомобиль для поездок за город. Но через пять лет все может измениться. С 2025 года власти планируют запретить ввоз, растаможивание и продажу на территории страны автомобилей с ненулевым уровнем выбросов.
Значит, ввозить и продавать можно будет только электромобили (и другие более "экзотические" виды экологических авто). Здесь Норвегия опять "впереди планеты всей". Подобные реформы задуманы и во Франции, и в Китае, и в Калифорнии, но пока все они отодвинуты на 2040 год. Хотя уже сегодня в некоторых городах Китая запрещен въезд автомобилей с ДВС, а Германия собирается довести количество электромобилей до миллиона уже к следующему году. Пока на Земле около миллиарда автомобилей и только 2 миллиона из них (0,2 %) - это электромобили или гибриды. И Норвегия в этом "море" - лишь уникальный островок, исключение, подтверждающее правило. А правило гласит: "Мир выбирает бензин".
Статью подготовил Bob Sluggish, Мой YouTube канал: u.to/DvffFA. Всем удачи!