Мы пользуемся отзывами, принимая важные решения: начиная от покупки бытовой техники или выбора врача, заканчивая приобретением бизнес-модели. Мнение разных людей более объективно, чем информация от самого продавца. Ресурсов для этого множество. Отзывы помогают оценить риски, спланировать свои действия в будущем. Но иногда отзыв может содержать скрытую рекламу или быть заказным-негативным. К сожалению, в интернете достаточно не только фейковых отзывов, но и «карманных» площадок для отзывов.
Чтобы принимать решения самостоятельно, предлагаем ответить на несколько вопросов:
1. Доверяете ли вы площадке, собравшей отзывы?
Площадки могут быть разной тематики - непосредственно о франшизах, отзывы сотрудников, работавших в компаниях, форумы о продуктах и технологиях. Для принятия решения ответьте для себя - устраивает ли вас общее количество отзывов на площадке, отзывов о конкретной франшизе, длительность сбора отзывов, совпадает ли тематика с важной для вас. Если площадка зарегистрирована в 2015 году, содержит отзывы только за 2 года и «замерла», значит она не очень популярна. Если отзывов по интересующей вас франшизе 2-3 и они достаточно старые, то стоит поискать дополнительные источники информации.
Если владелец площадки «аноним», нет форм обратной связи или нет ответов,нельзя дозвониться - вероятно, это коммерческий проект с заинтересованными в размещенных отзывах заказчиками.
2. Зачем в отзывах об одной франшизе хвалят другую?
Согласитесь, что трудно найти франчайзи, купившего подряд 2-3 франшизы, на себе почувствовавшего все различия, чтобы потом он потом писал отзывы, а не занимался бизнесом.
Но отзвывы-сравнения бывают, и с ними все достаточно прозрачно. У франшиз, получающих серьезный паушальный взнос, заинтересованных в быстром расширении сети франчайзи - реклама через отзывы – постоянная статья расходов. Есть штатные писатели, они ищут площадки, публикуют отзывы и хвалят свою франшизу везде, где это уместно и не очень..
3. Какой срок давности отзывов?
Выбирая отель и зная, что в нем год назад прошел ремонт, вы вряд ли будете обращать внимание на отзывы о «неотремонтированном номере» за прошлые годы. Выбирая путевку летом, просто пролистаете жалобы о прохладном море в апреле.
Предположим, что в отзыве о франшизе говорится, о сложностях с техподдержкой или необработанности сервисов. Отзыву уже несколько лет. За это время франшизу купило несколько сотен компаний, успешно работают. Логичнее почитать более свежие комментарии и посмотреть, есть ли нарезания сейчас. Или позвонить партнёру, который уже не первый год в сети и уточнить сомнения.
4. Достаточно конкретики в отзыве?
Вы поверите отзыву о кофейне: «кофе дрянь, выбрать из выпечки нечего, не ходите сюда...»? Маловероятно. Ведь, если вам не понравился кофе, то будут конкретные критерии, по которым он не понравился: «кофе холодный, кофе пережарен». Если выпечки мало, то скорее всего вы напишете «только 2 вида пирожных, несвежие» и т.д. В бизнесе еще больше деталей. И отзывы «нет поддержки партнеров» - не говорят, о какой именно поддержке идет речь. Подобные отзывы – визитная карточка заказных авторов, у которых не хватает фантазии и знания деталей бизнеса на множество отзывов .
5. В отзыве есть контакты?
Чем хороши жалобы или похвалы – тем, что можно что-то изменить на их основании, уточнить детали, связаться с автором. Сам автор отзыва, как правило, готов подтвердить правоту и не станет скрывать контакты. Если в отзыве автор «Пафнутий, 1234@mаil.ru", а площадка публикует такие отзывы, то, принимая отзыв всерьез, вы соглашаетесь навязанным мнением.
Не ошибитесь в выборе надежного партнера - доверяйте реальным отзывам. Спросите о франшизе лично у партнеров 1С:БухОблуживание