Родители часто волнуются, если их ребенок не выговаривает буквы, в том числе и "Л". Не пугайтесь. Данная проблема не отклонение, а нормальный этап в становлении речи вашего малыша.
Универсальные советы
- Разговаривайте с ребенком, как со взрослым, не пытайтесь сюсюкаться с ним или показывать, что с ним что-то не так. Спокойно поговорите и объясните, что случаются разные вещи и что все исправимо. Завоюйте доверие ребенка, тогда он не будет от вас закрываться и пойдет на контакт. Совместными усилиями вы намного быстрее найдете решение любой проблемы.
- Старайтесь показывать правильное произношение на собственном примере. Пусть четкая и внятная речь станет окружать вашего ребенка хотя бы в вашем доме. Помните, что родители – всегда самый важный пример для подражания.
- Все учебные занятия ребенка младшего возраста должны проходить в игровой форме: сочиняйте сказки, стихи, ставьте постановки, сопоставляйте картинки. Информация, поданная в таком виде, лучше усваивается, а правильное произношение всех букв будет откладываться в голове ребенка на уровне рефлекса.
- Занятие «в наказание» лишь отобьет у ребенка стремление к развитию и решению проблемы с произношением букв. Дополнительная поддержка принесет намного больше пользы, поможет сохранить отношения с ребенком и не нанесет вред его психике.
- Обучающие занятия должны стать частью почти каждого вашего дня. Проводите их в удобное время, вырабатывая привыкание к ним. Тогда вы сможете добиться лучшего результата.
Советы по постановке звука «л».
Знакомство ребенка с органами речи
Познакомьте малыша с основными органами, которые участвуют в воспроизведении его речи. Сделайте это с помощью развивающей сказки, которая будет понятной ребенку и может стать хорошей разминкой языка, губ.
Не забывайте про речевое дыхание. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха в этот момент может вызывать трудности в произношении. Пользуйтесь известными простыми упражнениями вроде мыльных пузырей, пускания бумажных корабликов по воде.
Комплекс упражнений
Важно! Занимайтесь постановкой речи ребенка перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть ранее изученные органы прямо перед собой, сравнивать верное положение языка, зубов, губ. Изучите с ребенком правильное произнесение «л», то есть кончик языка крепко прижимается к верхним зубам (деснам), губы в легкой улыбке, а зубы немного видны.
Таким образом, для правильное произношения «л» необходимо разрабатывать губы и язык. Хорошим решением будет выполнение «цоканья» с самого детства, потому как до поступления в 1 класс родители редко волнуются о проблемах с буквой «л». Придя в школу, сложности становятся более очевидными. Упражнение поможет развить мышцы языка.
- Лошадка в разведке – работа языком без произнесения звука. Выполнять, как и предыдущее «цоканье», но не издавая характерного звука. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а работал исключительно язык.
- Дуновение ветерка. Для этого упражнения понадобится маленький кусочек ваты или перышко. Улыбаясь приоткрытым ртом, высовываем кончик язычка и слегка прикусываем его. Производим выдох, не разжимая зубов. Вы должны почувствовать две струи воздуха. Попросите ребенка подуть на заранее приготовленные вещи, чтобы оценить силу потоков.
- Пароходик. Увлекательное упражнение для вашего ребенка Попросите малыша произносить букву «ы» с приоткрытыми губами, будто воспроизводя звук парохода. Не забывайте следить за положением кончика языка, чтобы он был в полости рта опущенным, а спинка поднималась вверх. Попробуйте произносить звуки разной громкости, высоты.
- Сладкая сгущенка. Выполняйте его вместе с ребенком. Следка откройте рот, распластайте кончик языка и оближите верхнюю губу, делая движение исключительно язычком сверху вниз. Исключите любые движения нижней челюстью.
Важно! Если упражнение с первого раза не получается, сперва потренируйтесь держать расслабленный широкий язык на нижней губе, но не подворачивая его на зубы. После этого можете попробовать поднять язык и дотронуться уже до верхней губы.
- Парус – это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая «стойку» на десять пунктов, доводя до 40.
Отработка произношения
После того как ребенок усвоит произношение буквы «л» в отдельных сочетаниях, нужно проследить за внедрением его в повседневную жизнь. Разучивайте стихи, песни, где часто встречается именно эта буква. Можете вернуться к сказке о органах произносительного аппарата, но уже с правильной речью. Таким образом ребенок наглядно убедится в том, какую огромную работу вы с ним проделали.
Не волнуйтесь, если верное произношение не получится с первого раза. Постепенно малыш начнет адаптироваться, а повторное проведение всех упражнений закрепит результат.
Если вовремя заметить отклонения в речи вашего ребенка, вы сможете справиться с проблемой самостоятельно. Правильные упражнения и помощь родителей могут гарантировать успех в устранении неправильного произношения буквы «л».
Автор: Иванова С. Е.
Источник: сайт: https://vospitanie.guru