Тоннель обязательно при строительстве обустраивается гидроизоляцией. Для гидроизоляции тоннелей используют самые различные материалы, рассмотрим основные из них.
Для устройства водонепроницаемости подземных сегментов, состоящих из монолитного бетона, которые соединяют важные части подземных конструкций из иного материала (к примеру, из чугуна), используют стальные листы, сваренные один с другим. Эти листы устанавливают внутри обделки тоннеля. Такие же листы используют для опалубки во время строительства. Крепятся эти листы при помощи анкеров, приваренных к листам и углубляющимся в бетон.
Очень большие водонепроницаемые свойства имеют тюбинги из чугуна, которые используют для обделки тоннелей. Но даже при этом встречаются узкие места, это их швы, болтовые соединения и нагнетательные отверстия.
При заделке швов между тюбингами используют быстросхватывающийся состав или водонепроницаемый расширяющийся цемент. При условии высокого давления воды и изменения температуры применяется дорогой материал – свинцовый шнур, наполненный асбестовыми нитями, что пропитаны битумом.
Нагнетательные отверстия заделывают чугунными пробками с асбестовыми шайбами, что пропитаны битумом.
Сборные обделки из железобетонных блоков изолируют приблизительно так же, как и чугунные, но все же их водонепроницаемость несколько хуже, так как в них образуются трещины, через которые вода может проникнуть в тоннель, подвергнув коррозии арматуру, тем самым постепенно разрушая конструкцию.
При гидроизоляции блочных конструкций особо важными являются нагнетательные растворы. При этом может использоваться бентонитовая глина или другая смесь, которая влияет на общий уровень водонепроницаемости тоннелей.
Для обеспечения гидроизоляции тоннелей в водонасыщенной почве с использованием сборной железобетонной конструкции для усиления обделки используют оклеечную гидроизоляцию на железобетонной основе. Это утяжеляет конструкцию и увеличивает продолжительность выполнения работ, поэтому на сегодняшний день эту проблему решают разработкой водонепроницаемых блоков и усиленной гидроизоляцией швов между ними.
Во время эксплуатации тоннелей, невзирая на качественную гидроизоляцию, в них все же может собираться вода. Ее нужно удалять каким-либо образом. Для этого в тоннелях устраиваются водоотливные лотки. Размер и уклон этих лотков рассчитывается, исходя из уклона пути в тоннеле, а также максимально возможного притока воды. При устройстве водоотводящих лотков проводятся меры, предотвращающие замерзание и скопление воды.