Пост-продакшн – финальный этап создания любого кинофильма. Начальная стадия – препродакшн, за ней следует этап продакшн. Каждая стадия важна. Однако если опустить два первые этапа, получим итоговую работу над фильмом. То есть пост-продакшн – это такое время, когда съемки завершены и наступил момент финальной обработки видео. Насколько важен данный этап? Постараемся в данной статье дать развернутый ответ на этот вопрос.
Постобработка состоит из следующих работ:
- озвучивание фильма,
- цветокоррекция,
- монтаж,
- компьютерная графика.
Остановимся на каждом процессе пост-продакшн подробнее.
Создание звуков и шумов для фильмов
Работать с аудиоконтентом достаточно сложно. Особенно, если стоит задача получения качественной озвучки, а не просто извлечение звуков из стоковых аудиозаписей. Тогда в процесс включаются, помимо звукорежиссеров, целая команда специалистов – шумовики, музредактор, композиторы, саунд-дизайнеры и многие другие. Более подробно о создании звука для кино можно узнать на сайте Foley sound studio.
Есть такое понятие, как фоли-искусство. Что оно значит? Так называется воспроизведение звуков, шумов, которые добавляют к видео. Термин "Фоли" – это дань уважения Джеку Фоли, художнику звукоэффектов. Шумы в кинокартине бывают различные – звук бьющихся стекол, шорох одежды, стук каблуков по деревянной лестнице, шум дождя. Такие звуковые эффекты добавляют картине реалистичность, делают ее более живой и настоящей.
Почему озвучка так важна для киноленты? Дело в том, что определенный вид шумов или звуков микрофоны на съемочной площадке не могут воссоздать. Таких звуков в соответствии с классификацией Д. Фоли всего 3 вида: движения, спецэффекты и звуки шагов. Сложность создания foley-эффекта заключается в том, что для каждого проекта он подбирается индивидуально.
Закадровый голос
Закадровый голос используется в качестве озвучки не только для полнометражных кинофильмов, но и для коротких роликов, например, в рекламе. Эта озвучка исполняется специалистами в профессиональной студии или идет подбор нужного голоса: детский, мужской, женский, звучный, грустный и пр. Чтобы подобрать определенный голос, проводятся кастинги или применяется специальная база. В ней есть множество различных голосов на выбор.
Цветокоррекция
Данный этап заключается в окрашивании кадров киноленты. Здесь присутствует индивидуальный выбор решений в зависимости от типа видеоролика, видеоряду будет придан определенный цвет, оттенок, эффект. Вследствие такой работы изображение получает большую фактурность. Еще цветокоррекция отлично компенсирует недостатки освещения, насыщенности, контраста и пр. Цветокорректорами называются нынешние художники. Именно они делают живыми все детали кадра. Хорошая и продуманная цветокоррекция нужна любому проекту (как кинолентам, так и коротким видеороликам). С ее помощью регулируют цветовые компоненты. Важность данного этапа проистекает из требований современности. Сейчас визуализация выходит на первый план и должна соответствовать высочайшим критериям и стандартам. Поэтому отказываться от цветокоррекции нерационально. Цветовая гамма и тональность моментально создают нужную атмосферу, помогают зрителям быстро отреагировать, ощутить, что предлагается к просмотру – лента-мелодрама (тона блеклые, темные, неяркие) или кинокомедия (тона обладают яркостью, насыщенностью). Благодаря этому можно мгновенно сориентировать кинозрителя на то, что именно он видит перед собой. Так он сможет понять с первых кадров, что данный фильм ему интересен и его стоит смотреть дальше.
Процесс монтажа
Этот этап в пост-продакшн представляет собой компоновку видеоряда. Стоит заметить, что предварительно монтаж происходит во время съемок. Это нужно, чтобы увидеть всю задумку целиком. От грамотной работы во время данного процесса зависит очень многое. Например, качество и понятность смысловой нагрузки для кинозрителя. Присутствие профи на данном этапе не скроет промахи операторской работы, если таковые имели место. Однако правильный монтаж поможет обойтись без сверхурочной работы и лишних трат.
От людей, которые создают фильмы в Голливуде, можно услышать странную фразу: "Все киноленты делаются как раз именно после съемочного процесса". Поэтому процесс монтажа критически важен для производства фильмов.
Редактор монтажа видит киноленту и ее смысл по-своему. Его задача – придание стиля кинокадрам, сценам. Он занимается правильным построением переходов и эмоций. В результате кинокартина получается целостной, органичной, у нее своеобразное, красивое обрамление.
Визуальные эффекты и графика в целом
Визуальные эффекты так же важны, как и предыдущие работы. Их создание – это сложнейшая обработка видеоряда. Пылающие высотки, фантастические конструкции создаются не иначе, как с помощью визуальных эффектов. Все многообразие графики условно делится на три составляющие: CG, VFX и Motion Graphics.
Стоит заметить, что спецэффекты – SFX – не то же самое, что визуальные эффекты или VFX. Спецэффекты – это взрывы, огонь, вода, гроза, молния. Мегаполис, существующий лишь в воображении режиссера фильма, или огромную баталию реально воссоздать, используя спецэффекты.
Спецэффекты создаются на съемочной площадке. Однако все происходящее на стадии пост-продакшна – это уже VFX. Чтобы получить натуралистичный эффект в фильме, необходимо правильно увязать между собой SFX и VFX.
Именно VFX (от английского Visual Effects) способны производить волшебные преобразования уже снятых кадров. Благодаря им можно сделать человека младше лет на пять, уменьшить или увеличить его рост и т.д.
Сейчас любое видео требует наличия визуальных эффектов. Эта потребность связана не только с тем, что нужно воссоздать в фантастическом боевике мифических существ, таких как гарпии или огнедышащие драконы. Дело в том, что сейчас ни один фильм после съемок не обходится без своеобразной шлифовки. С помощью такой обработки можно удалить страховочный трос, лишние предметы в кадре, например, биг-борды на дороге и т.п. Это дает возможность убрать складки на лице у актеров или лишние килограммы у главной героини в области талии.
Если музыка – это дыхание кинофильма, то графика является его лицом. Когда применяется именно графика, а не натуралистичный съемочный процесс? Это бывает в следующих случаях:
- при помощи графических инструментов сцена будет выглядеть более красиво и за меньшие деньги;
- сцена невозможна для воспроизведения в реальности, например, нужно выпрыгнуть из горящего самолета или запустить ракету в космос;
- существует риск и опасность, что при натуралистичных съемках могут пострадать актеры.
Графика начинается с титров и заканчивается целыми объемными сценами. Она дает возможность нарисовать мультфильмы и сделать качественную анимацию. Сейчас графика присутствует не только в полнометражках, но и во многих роликах. Однако в рекламных видео она более лоснящаяся, чем в полноценных видео. Ведь в серьезном кино графические структуры выглядят строже и натуральнее по виду.
Разновидности графики
Visual Effects подразделяются на три главные процесса:
- Compositing,
- CGI,
- Motion Graphics.
Compositing представляет собой сопоставление снятых кадров с остальными элементами. Это замена хромакей, устранение ненужных предметов, добавление вспышек и многое другое. Можно сказать, что этот процесс похож на работу с Photoshop, но намного большей сложности.
Про SFX (special effects) было сказано перед этим. Отснятые на съемках кадры дополняются визуальными эффектами (VFX). В итоге получается полноценный и высококачественный продукт. Основное отличие визуальных эффектов от спецэффектов заключается в том, что процесс происходит на стадии пост-продакшена (post-production). VFX состоит из CGI и SFX.
CGI – картинки, которые создаются на компьютере. Это персонажи, 3D-объекты, декорации, локации, созданные компьютерной техникой. То есть, молнию, взрыв можно отснять вживую (SFX) или воссоздать явления, используя компьютер (CGI). Затем идет наложение на видеоряд во время монтажа (VFX) при постпродакшне.
Фантастическое существо, например, эльфа, орка можно получить, используя грим. Тогда это будет SFX. Если при этом мы воспользуемся компьютерной программой, тогда – это CGI. Такой эффект будет вставлен в киноленту во время Post-production.
Что называется Motion Graphics? Под этим термином следует понимать простейший тип графики, которые применяется для визуального декора видеоклипов, ТВ-заставок, титров в фильмах, в рекламе.
Графика в кинофильме важна и по той причине, что по ней чаще всего судят о качестве и бюджете продукта.
Резюме
Все этапы пост-продакшн – звук, монтаж, цветокоррекция, компьютерная графика – одинаково важны. Узнать больше информации о записи синхронных шумов для кино можно на сайте https://foleyfirst.com.
Как видим из выше сказанного, после съемочного процесса работа над фильмом только начинается. Именно поэтому Post-production бывает зачастую более сложным и кропотливым, чем сами съемки.