Жизнь в обществе невозможна без споров и недопониманий. В любой сфере общественных отношений (социальной, экономической и др.) возникают ситуации, в которых стороны не могут достичь консенсуса собственными силами. Традиционно в подобной ситуации заинтересованные лица идут в суд, который и вырабатывает решение. Однако существует альтернативный способ урегулирования конфликтов – медиация, то есть решение спора с помощью посредника. Подробнее об этом рассказывает медиатор, адвокат Александра Евгеньевна Болдырева.
1. Юридические основания работы медиатора
Функции медиатора и его деятельность регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ. Согласно его положениям, основная цель процедуры медиации – разрешение конфликтов благодаря привлечению посредника.
Долгое время медиативное соглашение не имело статуса юридически обязательного решения. Однако в 2019 году вступило в действие правило, согласно которому заверенный нотариусом результат медиации имеет силу исполнительного листа. Поэтому привлечение медиатора сейчас является реальной и эффективной альтернативой длительных судебных разбирательств.
2. Медиация или суд: плюсы и минусы
- Суды работают по строгому расписанию, а график медиатора согласовывается так, чтобы он подходил обеим сторонам. К примеру, в условиях карантина суды с 23 марта приостановили свою деятельность, однако возможность привлечь независимое лицо сохранилась (это можно сделать через интернет).
- Формат проведения медиации выбирается с учетом удобства заинтересованных лиц, в том числе и онлайн. Место встречи также согласовывается между всеми участниками. В судах же зачастую отсутствуют технические возможности для проведения видеоконференций, а время на поездку и ожидание заседания может занять весь рабочий день.
- Процедура проведения медиации в среднем занимает 2 недели, чтобы у сторон не было возможности использовать ее продолжительность в своих интересах. Суды же работают по фиксированному графику, разрешение дела может длиться годами, что дает возможность одному из участников в будущем уйти от ответственности.
- При вынесении решения суд руководствуется нормами права, устоявшейся практикой, а не интересами сторон. Медиативное соглашение составляется после того, как достигнуты договоренности по всем важным вопросам, при этом оно обязательно проверяется на исполнимость и юридическую правильность.
- Судебное решение часто становится точкой в деловых и личных отношениях, поскольку одна из стороны обязательно будет проигравшей. Медиация же позволяет их сохранить.
- Решения суда являются общедоступными, а соглашения, достигнутые с участием медиатора, строго конфиденциальны – обе стороны медиации защищены информационно.
- Продолжительность судов часто исчисляется годами, а после их окончания требуется время на изготовление решения в окончательной форме и еще месяц на его вступление в законную силу. К тому же возможны обжалования одной из сторон в четырех инстанциях. Медиативное соглашение вступает в силу сразу же с момента подписания и имеет силу исполнительного листа.
- Медиация позволяет значительно сэкономить деньги и время, которые тратятся на суд.
3. Что нужно знать о процедуре
Применение медиации осуществляется во многих сферах:
- бизнес-конфликты;
- взаимоотношения работодателя и подчиненного;
- споры о наследстве;
- вопросы интеллектуальной собственности;
- семейные и административные конфликты.
Медиация может быть проведена как на досудебной или судебной стадии, так и во время исполнительного производства. Как правило, одна из сторон обращается к посреднику. Медиатор связывается с другой стороной и начинает переговоры. Он также может самостоятельно проявить инициативу, например, если инициатор процедуры по каким-то личным причинам не хочет, чтобы его упоминали.
4. Основания для медиации во время пандемии
Отношения работника и работодателя
Ситуация. Работодатель предлагает работнику подписать заявление об увольнении и перейти на работу без оформления, мотивируя это желанием сэкономить на налогах. Работник не знает, стоит ли ему соглашаться.
Проблему следует рассмотреть с точки зрения обеих сторон:
- работник, подписывающий подобное заявление, ставит себя в уязвимое положение. Наиболее выгодным для него будет увольнение по соглашению сторон, так как при этом можно договориться о компенсации и предложить свои условия (оплата лечения или аренды квартиры, погашение текущих платежей и т.д.).
- работодатель, предлагающий подписать заявление об увольнении, очень рискует: уменьшая штат, он лишается права на государственную поддержку в связи с пандемией. Кроме того, участились случаи обращения сотрудников, неоформленных на рабочем месте, в трудовую инспекцию и прокуратуру, что влечет значительные штрафы. Даже само по себе такое предложение может быть расценено как нарушающее права работника и противоречащее закону.
Рекомендация. Работодателю можно инициировать обращение к медиатору с целью заключить соглашение, в котором будут учтены достигнутые сторонами договоренности. Таким образом, процесс медиации позволит избежать существенных затрат на штрафы и судебные издержки.
Непреодолимая сила при неисполнении обязательств
Ситуация. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), как правило, всегда вписывались в договора автоматически или не включались вовсе. Это можно понять: мы живем в регионе с достаточно предсказуемым климатом, где маловероятны такие поводы для чрезвычайных ситуаций, как землетрясения, цунами, наводнения, землетрясения и пр.
Введенные ограничения для бизнеса, направленные на предотвращение распространения коронавируса, дают повод для использования механизма "непреодолимой силы", предусмотренного статьей 401 ГК РФ. Также есть статья 416 ГК РФ, согласно которой невозможность исполнения прекращает обязательство, если причиной послужило обстоятельство, за которое ни одна из сторон не отвечает. В Постановлении, выпущенном Верховным Судом РФ в связи с пандемией, поясняется, что карантин не является безусловным и достаточным условием для освобождения от исполнения обязательств, и каждая ситуация должна быть рассмотрена индивидуально.
Рекомендации. Как только вы поняли, что не сможете выполнить обязательство, сообщите об этом заказчику (или покупателю) в течение 5 дней (по статье о непреодолимой силе) или в максимально короткий срок. Это даст вам возможность защититься, а заказчику – найти выход из ситуации. Инициируйте письменное общение (электронная почта, мессенджеры, почта, телеграмма) и обязательно сохраняйте переписку. Ни в коем случае не пытайтесь скрыть проблему. Если не последует ответа о дальнейших действиях, высылайте свой проект изменения договора. Помните, что он должен быть в той же форме, что и сам договор.
Если реакции нет или она отрицательная, обращайтесь к посреднику до того, как дело попадет в суд. Сама по себе инициатива, проявленная с вашей стороны, поможет даже в том случае, если клиент не захочет решить вопрос путем соглашения.
Аренда помещений
Ситуация. В соцсетях активно распространяется миф о том, что арендодатели в связи с пандемией обязаны освободить арендаторов от оплаты. Однако это утверждение не имеет никакой законной силы.
Рекомендация. При возникновении проблемы с арендодателем следует подготовиться к переговорам, поднять историю ваших взаимоотношений. Если раньше конфликтов не было, можно предложить план выхода из сложившейся ситуации, предоставить гарантии своевременной оплаты. В случае, когда самостоятельно вы не в силах уладить вопрос, следует воспользоваться помощью медиатора.
Не стоит откладывать обращение к посреднику: при урегулировании споров медиация позволит решить любой конфликт еще на стадии, когда он не перерос в долгое и дорогое судебное разбирательство. Если вы дорожите добрыми отношениями с коллегами, работодателями или соседями, постарайтесь их сохранить, решив проблему путем мирного диалога.