Алексей Викторович Кузовкин - генеральный директор компании "Инфософт", член рабочей группы по развитию технологий безопасности РАКИБ, экс-председатель совета директоров группы компаний "Армада". Алексей Викторович рассказал о росте популярности онлайн-сервисов в условиях вынужденной самоизоляции.
Пандемия коронавируса COVID-19 войдёт в историю не только за счёт своих глобальных масштабов, но и в силу тектонических сдвигов в мировой экономике, которую она уже вызвала. Уже потому, что никогда ещё в истории нашей планеты такое количество людей - в буквальном смысле сотни миллионов - не переходили разом на дистанционный режим работы. Ещё год назад, и даже меньше, подобная "миграция" представлялась невозможной - или, по крайней мере, к ней не было никаких предпосылок. Сегодня это "насущная действительность", с которой приходится считаться. Мало того, многие её особенности носят перманентный характер: "как прежде" уже не будет.
Отдельное место в сложившейся ситуации занимают, естественно, удалённые сетевые сервисы. В прошлом - скорее удобный инструмент, сегодня - фактический краеугольный камень мировой экономики и чуть ли ни единственное, что предохраняет её от полного коллапса.
Если вдуматься, именно онлайновые сервисы позволили не останавливать полностью учебный процесс в школах и вузах; именно онлайн-сервисы обеспечивают возможность взаимодействия граждан, бизнеса и госорганов - насколько оно эффективно, вопрос отдельный. Наконец, именно онлайн сервисы и, в первую очередь, системы видеоконференций позволили запертым в карантине людям продолжать общаться друг с другом. Пусть даже это общение имеет не вполне полноценный характер, если сравнивать его со временами до пандемии.
Закономерным образом мы наблюдаем взрывной - без преувеличений - рост популярности онлайн-сервисов. Флагманом тут явно служит Zoom, ни с того ни с сего ставший вдруг de facto стандартом коллективной видеосвязи. По последним данным, его капитализация превзошла совокупную оценку семи крупнейших в мире авиалиний, - 48,78 млрд. против 46,21 млрд. долларов. Кто мог представить себе что-то подобное полгода назад?
В декабре 2019 года Zoom уже был довольно популярен: им ежедневно пользовались до 10 млн человек. По состоянию на апрель количество ежедневных пользователей скакнуло до 300 миллионов - тридцатикратный рост. Вот уж точно, "несчастье помогло".
Впрочем, не без последствий: чем более популярен какой-то сервис, тем больше среди его пользователей оказывается желающих напакостить ближним и дальним. У Zoom очень быстро обнаружились многочисленные проблемы с кибербезопасностью и приватностью. И это типичные болезни роста: многократное увеличение пользовательской базы - это соответствующая нагрузка на "железо" и каналы связи, это резко возросший поток сообщений об инцидентах - в диапазоне от вандальских атак типа Zoom bombing до попыток использовать уязвимости платформы для компрометации пользовательских систем, и многое другое. Zoom придётся инвестировать более чем солидные средства в решение этих проблем.
Но данная платформа - лишь один из самых примечательных примеров роста популярности онлайн-сервисов. Есть и многие другие.
Резко, хотя и в меньшей степени, чем Zoom, взлетели Google Classroom и сервис видеоконференций, интегрированный в Google Hangouts. Заметно подросли Microsoft Teams.
Естественным образом вырос спрос на VPN-сервисы и другие средства защиты трафика. VPN-провайдеры, безусловно, среди главных “бенефициаров” пандемии, как ни цинично это может прозвучать.
В США и Европе с марта отмечается заметный рост обращений в сервисы телемедицины. Причины - общепонятны. Главной проблемой для операторов таких сервисов стал недостаток, собственно, медицинского персонала, который мог бы оказывать удалённо ту помощь, которую возможно обеспечивать дистанционно в принципе.
Также с марта наблюдается существенный рост запросов к онлайн-сервисам по доставке продуктов питания. Настолько существенный, что уже Uber в США пытается выкупить оператора фуд-сервисов Grubhub. Если сделка состоится, Uber превратится ещё и в крупнейшего игрока на рынке доставки продуктов. Это очевидным образом означает, что этот рынок разросся до громадных масштабов. С другой стороны, аналитики ResearchAndMarkets.com указывают, что по итогам 2020 года общемировые обороты на этом рынке составят 111,32 млрд. Долларов, что не намного превосходит итоге 2019-го (107,44 млрд. долларов). Общеожидаемый экономический спад не даст фуд-сервисам взлететь выше, считают аналитики.
Заметный прирост отммечен в развлекательном сегменте. На определённом этапе даже Youtube пришлось снизить автоматически выставляемое разрешение видеороликов до 480p - нагрузка на сервис оказалась настолько велика, что иначе с наплывом трафика было не справиться.
Очень сильно вырос трафик онлайн-игр - они частично компенсируют “просадку” в спортивном сегменте, где практически все масштабные мероприятия отменены или перенесены на неопределённый срок. То же самое можно сказать про музыкальные мероприятия: часть из них в буквальном смысле ушла в онлайн, причём не только в формате онлайн-выступлений, но и виде шоу, устраиваемых прямо внутри многопользовательских игровых миров - от MineCraft до Fortnite. Людям нужны развлечения и возможность общаться, чтобы хотя бы немного снизить уровень стресса.
“Новая реальность” устанавливает новые правила игры. У пользователей радикально меняются запросы и к стабильности онлайн-сервисов, и к их скорости, и к продуктивности и безопасности их использования. Плюс заметно обостряются реакции на несоответствие заявленных характеристик и реального опыта использования.
К слову, подобное как раз наблюдается в связи с некоторыми государственными онлайн-сервисами в России. То, что в критических условиях должно работать как швейцарские часы, корректно и бессбойно, функционирует не только из рук вон плохо, но ещё и с прямым иногда ущербом для граждан, которые и так находятся в крайне тяжёлом положении. И то, что на фоне многочисленных жалоб на программные сбои и некорректную работу соответствующих сервисов и их клиентских приложений, должностные лица бодро рапортуют о достижениях по сборам штрафов и занимаются искусственной накруткой рейтингов приложений в Google Play и Apple App Store, выглядит демонстративным издевательством. Такое недопустимо в принципе, а в условиях пандемии - откровенно преступно.
В целом можно сказать, что даже когда пандемия спадёт, понадобится много месяцев на то, чтобы восстановить мировую экономику. Но с гарантией можно утверждать: некоторые перемены, принесённые весной 2020 года, носят перманентный характер. "Как прежде" уже не будет. Нагрузки на сетевые сервисы, когда закончатся изоляционно-карантинные мероприятия, возможно, снизятся, но едва ли - до прежних значений: мир узнал, что удалённо можно делать гораздо больше, чем казалось прежде, и что это не обязательно связано с рисками и избыточными потерями.
Хотя, конечно, прямого человеческого общения не заменит ничто.