Директор центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС, автор проекта "Завтра в мире" Лариса Катышева и СЕО HUOBI RUSSIA Владимир Демин обсудили как меняется офисная мода в связи с переходом на "удаленку", смогут ли чаты заменить курилки, в которых творились корпоративные интриги и чем теперь будут хвастаться вместо дорогих часов и машин.
Интервьюер: Владимир, вы также на режиме самоизоляции, как и мы все и наверняка тоже работаете?
Эксперт: Да абсолютно, верно. Мы уже все подустали от самоизоляции, но работать мы не прекращаем.
Мы уже даже начинаем привыкать к новому формату работы и все чаще говорят о том, что как раньше уже не будет, просто потому что уже сейчас мы понимаем, что как раньше уже и не нужно. Многие моменты просто уйдут. Итак, ваш прогноз как мы будем работать в следующем году?
Это очень интересно. В принципе подход к нашей работе в качестве криптовалютной биржи изначально не был тривиальным. Я имею в виду, офис, где сидит куча сотрудников в больших залах (openspace) за столами и что-то яростно программирует. У нас и раньше работа предполагала большой объем онлайн коммуникаций и территориально распределенных команд, которые работали вместе посредством интернета. В этом смысле нам проще. Однако даже у нашей отрасли бизнеса на данный момент есть изменения в подходах к работе в целом. Анализируя данные изменения, могу поделиться собственными наблюдениями, например, действительно, офисы, в качестве рабочего пространства, нам оказались совсем не нужны. Я помню как большое количество бизнеса нуждалось в частном рабочем пространстве, и многие собеседники, которые, настаивали на личных встречах, определяли эту необходимость как "не по телефону". В результате подобной встречи становилось понятно, а можно было и по телефону. И я думаю, что сегодняшняя ситуация наглядно показывает, что большинство вопросов решаются удаленно. Личные встречи нужны в редких случаях. В свою очередь на примере нашей компании это привело к тому, что бюджет на командировки сократился до нуля, хотя раньше он составлял 7-значные цифры. На рассмотрение по каждому отдельному вопросу раньше мы тратили время и деньги, а теперь все решается удаленно, что соответственно является экономией наших ресурсов, как финансовых, так и временных. А также в конечном итоге, мы научились решать вопросы с удаленными собеседниками, используя современные технологии.
Как организовать эффективную работу офиса, который рассыпался по многоквартирным домам и дачам, и в этом офисе у каждого из сотрудников бегают дети, лает собака? Как с этим быть?
Вы мастерски надавили на ту самую проблемную точку, которая сейчас явно мешает эффективной удаленной работе. Отмечу, что эта проблема была всегда, но мы были офисными работниками и не обращали на нее внимания. Закрывали глаза на "удаленщиков". Сегодня, конечно, проблема встала в полный рост. Офис нужен был не только для того, чтобы сконцентрировано решать какие-то вопросы, но также контролировать чем занимаются сотрудники, и их дисциплинировать. Достаточно мало людей, которые могут эффективно работать дома также как в офисе. Много отвлекающих факторов. Здесь необходимо каждому человеку определить для себя объем работы при помощи инструментов, которые способны заменить начальников, выполняя дисциплинирующую функцию. Отмечу, что данная ситуация носит еще и позитивный характер, например, исчезнет офисная привычка "уйти позже начальника, чтобы продемонстрировать свое рвение к работе". Или, например, прийти в офис с температурой, и, тем более, как герой, несмотря на свое больное состояние, отработать день. Сегодня мы уже пришли к той ситуации, когда выход на работу в больном состоянии не геройство, а нарушение строгого распорядка в компании. Соответственно мы станем болеть реже и, как следствие, увеличится эффективность. Речь не только об эпидемии коронавируса. Взять к примеру мероприятия технического плана по контролю исполнению задач работниками и их эффективности, уже сейчас существуют мониторинговые инструменты, которые анализируют хронометраж работы, хотя эти инструменты были и раньше и скорее напоминают надсмотрщиков, что больше относится к функциям службы безопасности, но в данный момент эти инструменты могут помочь повысить эффективность в сегодняшних условиях. Однако не стоит забывать об инструменте, который должен анализировать эффективность, которая выражена в определенных измеряемых критериях, к примеру написанный отчет. Следовательно, для этого инструмента важно, чтобы работа была приведена к определенному результату, что и будет являться мерой эффективности сотрудника. В то же время необходимо, чтобы данный инструмент был технически оснащен программой, которая бы предоставляла отчет об эффективности сотрудника, сравнивая сегодняшний результат с прошлой неделей. В этом случае сотрудник будет соревноваться с самим собой, тем самым улучшая каждый раз результаты. Я уверен, что подобные инструменты сейчас расцветут на IT рынке мониторинга и измерения эффективности удаленной работы.
Лет 15-20 назад в стране начала создаваться культура офисной жизни, может чуть раньше. Работать в офисе было престижно. Появился определенный стиль офисных коммуникаций, одежды. Бизнес командировки стали неотъемлемой частью жизни многих людей и мечтой многих, кто начинал карьеру. Сейчас это невозможно и не нужно. Зачем покупать дорогой костюм, если ты работаешь именно в том, в чем ходишь дома, и можешь просто накинуть пиджак поверх любимой футболки, если у тебя онлайн совещания. Получается эти изменения сейчас коснуться мира моды, гостиничный бизнес теряет не только туристов, но и тех, кто понял, что необязательно лететь в командировку. Какие отложенные последствия удаленки вы можете предсказать?
Изменения в офисном стиле уже достаточно давно мигрируют в сторону простоты. Я недавно в одной из дискуссий с менеджерами госкомпаний обсуждал данный вопрос. В какой-то момент мы обнаружили, что дорогие часы уже не являются обязательным атрибутом высокооплачиваемых менеджеров. Обратите внимание, что мужчины практически перестали носить дорогие часы. Хотя всего лишь 10 лет назад было по-другому. Максимум сегодня это смарт-часы. Хороший костюм действительно всегда считался отличительной чертой и признаком респектабельности и благосостояния, даже облегчал коммуникацию, так как у собеседника появлялось ощущение, что он встретился с важным человеком. Этот элемент культуры уже начал меняться до сегодняшних событий. Все IT-специалиты, которые сейчас становятся успешными, привносят во все сферы бизнеса свою культуру - это такой стиль, что его даже сложно назвать smart casual. Просто повседневная футболка и джинсы, в таком стиле может появиться даже владелец весьма больших и великих компаний. В виду сегодняшней ситуации, когда количество физических контактов практически сошло на нет, а общение происходит посредством современных технологий, необходимость в дорогом костюме отпала. По телефону невозможно определить Armani это или H&M. Я думаю, что эта тенденция продолжится и даже станет определяющей в офисной культуре. Другая не мало важная часть офисной культуры – это различные слухи в компании: кого повысят или уволят, кто с кем спит, будет ли квартальная премия. Именно благодаря таким слухам часто рождаются и офисные тенденции, а также мнения о том, кто более расположен к начальству, кто больше посвящен в планы организации, что было весьма ценно для микроклимата внутри компании. Сейчас в силу обстоятельств встал острый вопрос миграции подобных слухов. В виду того, что сегодня популярные места встреч коллег, такие как кофейни или курилки могут исчезнуть из офисного обихода, вся эта часть культуры мигрирует в чаты. Конечно же корпоративные чаты были и раньше, но все же обсуждение сплетен больше проходило тет-а-тет. Поскольку сейчас мы говорим о радикальном изменении офисной культуры и, как следствие, перехода в онлайн режим, то чаты останутся единственной возможностью. Эта тенденция также приведет к появлению новых весьма удобных приложений.
Продолжая эту тему - сплетня передается конфиденциально, могут ли современные мессенджеры обеспечить эту конфиденциальность и закрытость информации в ситуации, когда все на виду, и все что ты напечатал, может просочиться во вне? Или мы отказываемся от секретности и теперь только "жизнь на виду"? Или начнем сплетничать меньше?
В этом вопросе я всегда был приверженцем того, что конфиденциальность не существует. Вспомним советский период, когда было нормой донести на своего друга или соседа. Все знали про всех. Сегодня любой секрет, сказанный больше, чем одному человеку перестает быть секретом. Поэтому если кому-то необходимо узнать любые сплетни и слухи всегда могут найти возможность для этого. Если же посмотреть на возможность сохранения секретов в тайне с технической точки зрения, то можно уже говорить о широком перечне инструментов, от пресловутого шифрования в Telegram, до уничтожения сообщения после прочтения. Следовательно, если будет обозначена высокая потребность в таком техническом инструменте, то либо появятся новые приложения, либо будут усовершенствованы уже существующие.
Тем не менее, люди всегда стремятся к демонстрации своего статуса. Сейчас нет смысла надевать дорогие часы или костюм. Как будет выражаться статусность?
Я думаю, что сегодняшняя ситуация открывает перед нами бесконечное множество возможностей, которые нам еще предстоит определить: что станет ценным для имиджа сотрудника в цифровом мире. Будет ли это способность сделать какие-то фоновые обои, на которых ты выступаешь в видеочате, или собственные иконки и смайлики, которых нет у других. Сейчас сложно точно ответить на такой вопрос, я даже не задумывался на эту тему. Однако возможность кастомизации, как своего внешнего облика, так и аксессуаров в цифровом пространстве вполне осуществима, что позволит иметь сотрудникам свои отличительные черты в онлайн работе.
Что же будет являться маркером успешность в этой цифровом мире, в котором мы оказались?
Ответ на этот довольно серьезный и сложный вопрос на самом деле "лежит на поверхности". Сегодняшняя коммуникация в мире невозможна без веб сайтов, презентаций и отчетов. Сейчас в сложившихся обстоятельствах мы можем общаться с контрагентами только при помощи подобных инструментов. Как сегодня создаются веб сайты и отчеты? В интернете существуют огромное множество клипартов и сервисов для их создания. Основная часть пользователей просто копирует понравившийся из интернета и использует в своем документе. В принципе получается весьма интересно. Но это все стандартно. Любой может найти такую картинку. Если хочешь чем-то отличиться, необходимо придумать свой шрифт, свою графику, оригинальные рисунки. Я думаю, что в условиях онлайн общения именно созданием своего отличительного дизайна и можно будет выделяться.
Да думаю, теперь будут востребованы именно те стилисты, которые создадут ваш идеальный онлайн образ.
И эта мода будет так же переменчива. Вполне возможно, она так же будет сезонной. Но уж скучно нам точно не будет.