Представьте ситуацию, когда в разгар боевых действий во время Второй мировой войны немецкие захватчики уже снабдили свои воздушные силы новейшими турбореактивными двигателями, которые позволяют им вырваться вперед по таким параметрам, как скорость и маневренность. А наши продолжают использовать поршневые двигатели...
Поршневые двигатели работают следующим образом: происходит превращение тепловой энергии в механическую, вследствие чего начинает крутиться винт самолета (коленчатый вал автомобиля). Турбореактивный же двигатель продуцирует тягу посредством ускорения выхлопа газов из сопла. Это создает совершенно другой порядок скоростей, что является решающим фактором в бою в воздухе.
Теперь вы понимаете, что нашей стране тогда требовался научный подвиг - турбореактивный двигатель! Поэтому в феврале 1943 года на берегу Москвы-реки в Лужниках начал свою работу экспериментальный завод, задачей которого было разработать новые авиационные двигатели. Во главе завода стоит легендарный конструктор Александр Микулин. Авиамоторный научно-технический комплекс (АМНТК) получил название “Союз”. На протяжении 77 лет предприятие является лидирующим разработчиком в области отечественного двигателестроения.
Окроян Мкртич Окроевич начал работу на АМНТК “Союз” кризис-менеджером в далеком 2001 году. Ему удалось удержать предприятие на плаву и задать организации новое направление в развитии. На данный момент Окроян Мкртич Окроевич является генеральным конструктором АМНТК “Союз”. Он рассказывает:
Следует отметить, что разработки АМНТК “Союз” можно было использовать как для военной, так и для гражданской авиации. Двухвальные и двухконтурные двигатели, изготовленные на АМНТК “Союз” сыграли важную роль в развитии транспортной авиации.
Окроян Мкртич Окроевич с гордостью говорит о мировых рекордах, достигнутых АМНТК “Союз”:
Но это еще не все. Двигатели АМНТК “Союз” за все время своего существования установили более 100 мировых рекордов по скорости и высоте полетов.
Эти цифры отражают историю предприятия и страны в целом.
В 1960-х годах советские сверхзвуковые самолеты МиГ-21 оснастили двигателями Р-15-300, которые были разработаны специалистами АМНТК “Союз”. Историки сходятся во мнении, что именно эти самолеты не дали США ударить ядерным оружием по СССР, поскольку они стояли во всей границе нашего государства и были готовы уничтожать все вражеские самолеты. Таким образом, американские бомбардировщики не имели шансов добраться до своей цели.
- Авиация стала мечом, который стоял на защите огромной страны, - утверждает Окроян Мкртич Окроевич.
Двигатели АМНТК “Союз” сыграли далеко не последнюю роль в создании Як-38 - первого серийного советского самолета вертикального взлета и посадки.
Окроян Мкртич Окроевич вспоминает:
Также генеральный конструктор АМНТК “Союз” рассказывает о том, что к началу 90-х годов предприятие было на пике своей научной мощи. Здесь продолжалось создание уникальных двигателей. К примеру, двигатель для самолета Як-141 (палубного самолета вертикального взлета и посадки, который после распада СССР так и не был запущен в серию) - разработка конструкторов АМНТК “Союз”. Аналогов этой разработке до сих пор не существует во всем мире. Безусловно, этот двигатель будут использовать в недалеком будущем, поскольку он опередил свое время на 40 лет. Ближе к распаду в СССР было много успешных разработок, которые используются уже сейчас или ждут, пока будущие поколения вдохнут в них новую жизнь.
Однако в 1991 году на АМНТК “Союз” произошли резкие изменения. Оказалось, что КБ напрямую с заводами не связаны, а заняты только разработкой новой техники. А при отсутствии собственного производства, отсутствует и заработок. Это привело к тому, что многие КБ в этот период исчезли. Однако и после распада СССР АМНТК “Союз” продолжал активную работу. Разрабатывалась новая техника: двигатели для крылатых ракет, ракетоносцев, региональных самолетов. Поддержки от государства не было. Выжить предприятию помогли КБ, которые имели собственное производство. Заказы поступали со стороны предприятий “Сухой”, “МиГ”, поскольку у них было реальное представление о положении отечественной авиации - без разработок АМНТК “Союз” она не имела будущего.
Однако и этих средств едва хватало, чтобы предприятие оставалось на плаву. В 2000 году у АМНТК “Союз” оказалось большое количество долгов на крупные суммы.
Тогда и пришел кризис-менеджер в лице Окрояна Мкртича Окроевича - выпускника мехмата МГУ с красным дипломом. Он получил опыт в качестве старшего научного сотрудника института механики МГУ, основал компанию в авиационной и горнодобывающей отраслях, управлял Балашихинским литейно-механическим заводом (БЛМЗ), который в тот период удалось сохранить благодаря активным действиям против внешних сил, предпринявших попытки ослабить мощь нашей страны.
На АМНТК “Союз” Окроян Мкртич Окроевич стал руководителем, при котором конструкторы разработали мощные газотурбинные установки (их производство внедрялось на БЛМЗ). Эти разработки оказались довольно перспективными и востребованными. В настоящее время на предприятии трудится приблизительно 250 профессионалов.
Окроян Мкртич Окроевич рассказывает об успехах АМНТК “Союз”:
В настоящее время на АМНТК “Союз” наращивается производственная мощность, которая позволит выпускать 100 малоразмерных двигателей в год. Для конструкторского бюро это хорошая цифра, однако в целом - это не много. Поэтому на АМНТК “Союз” настраиваются на собственное большое серийное производство, на котором можно будет запускать в серию собственные разработки любых размеров - вплоть до огромных агрегатов мощностью до 30 МВт и более. Ведь на предприятии имеются уникальные разработки, аналогов которым нет во всем мире на данный момент.
Начало работы собственного завода положительно отразится на ассортименте АМНТК “Союз”. Окроян Мкртич Окроевич не считает это мечтами, он видит в этих задумках конкретный план на ближайшие несколько лет. Планируется устроить 2,5 тыс. работников ИТР, которые будут управлять технологическими процессами уровня последнего поколения. То есть АМНТК “Союз” станет настоящим промышленным, двигателестроительным гигантом.
В данный момент ведутся переговоры с партнерами. В планах вернуть предприятию былую славу.