По общим рекомендациям для автомобилей не старше двух лет более предпочтительным выглядит ремонт, а для "возрастных" машин с внушительным пробегом – денежная выплата. Однако каждый случай индивидуален, необходимо рассматривать его с учетом всех "за" и "против". Более того, стоит заранее подготовиться к нежеланию страховщика расставаться с деньгами и учесть все возможные уловки, чтобы не понести дополнительные убытки.
Что выгоднее: ремонт или денежная выплата по ОСАГО?
Зависит от ситуации. Если автомобилю меньше 2 лет, то его обязаны ремонтировать только на СТОА официальных дилеров. Естественно, в соответствии с регламентами и с использованием новых запчастей. Если машина давно в эксплуатации, то обычно выгоднее взять деньги. Но опять же не всегда – нужно смотреть индивидуально. Не будет лишней юридическая консультация – ситуацию рассмотрят с учетом всех нюансов, определят перспективы и предложат наилучший вариант возмещения ущерба. На сайте юридического центра "АПК", можно найти пошаговую инструкцию по получению денег вместо ремонта по ОСАГО – рекомендуем ознакомиться.
Отметим, что получить деньги вместо ремонта можно даже в ситуациях, когда по закону у страховщика есть право отказать вам в выплате и восстановить автомобиль на партнерских СТОА. На практике компании часто не желают тратиться на качественный ремонт и предлагают заявителю подписать соглашение о доплате, об использовании б/у запчастей, продлении сроков, оплате перевозки авто к станции технического обслуживания и так далее. Вы не обязаны подписывать эти документы! Более того, отказ от доплаты и использования деталей с износом часто вынуждает страховщика согласиться на денежную выплату.
В каких случаях страховщик обязан выплатить деньги по ОСАГО вместо ремонта?
Федеральным законом об "ОСАГО" предусмотрено возмещение ущерба в "натуральной форме", то есть посредством ремонта автомобиля. Однако п.16.1 ст.12 этого же закона говорит о ситуациях, при возникновении которых заявитель вправе предпочесть денежную выплату. Это возможно в следующих случаях:
-
Полная конструктивная гибель автомобиля.
-
Смерть владельца ТС в результате ДТП.
-
Причинение собственнику автомобиля среднего, либо тяжкого вреда здоровью в результате страхового случая.
-
Сумма причиненного ущерба превышает 400 тыс. рублей, а в ситуации с составлением Европротокола свыше максимальной предусмотренной выплаты.
-
Доказана взаимная виновность всех участников ДТП.
-
У страховщика нет договора ни с одной СТОА в местности, где проживает собственник машины или где произошло ДТП.
-
Страховая компания не может организовать ремонт на СТОА.
Претендовать на выплату вместо ремонта также могут владельцы грузовых автомобилей и инвалиды, которым автомобиль необходим по состоянию здоровья. Помимо этого получить компенсацию в денежной форме можно при отказе страховщика оплачивать перевозку авто до станции технического обслуживания, находящейся за пределами радиуса 50 км от места ДТП, и в ряде других случаев. На практике страховщики чаще всего предлагают выплаты при отсутствии договоров с СТОА – им невыгодно ремонтировать автомобили без партнерских скидок.
Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?
Начинать претензионную работу. Но только в том случае, если у нее есть перспективы, иначе есть риск усугубить ситуацию, потратить деньги и время впустую. Помощь квалифицированного юриста будет как нельзя кстати. Например, в ЮЦ "АПК" – эти специалисты прекрасно разбираются в урегулировании конфликтов со страховщиками и предлагают несколько вариантов сотрудничества, в том числе и без предоплаты.
Первый шаг в претензионной работе – сбор доказательств. Не исключено, что потребуется провести трасологию и другие экспертизы, чтобы доказать свою правоту. После получения отчетов необходимо подготовить претензию и направить ее в страховую компанию. Если страховщик откажется от урегулирования спора в досудебном порядке – нужно будет подготовить иск и отстоять свои интересы в суде. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд – большинство хорошо подготовленных истцов выигрывают дела.
Какими уловками пользуются страховщики и как не согласиться на невыгодные условия?
Сотрудники страховых компаний часто предлагают клиентам подписать "формальные" документы, которые на деле лишают потерпевшего денег и права на качественный ремонт. К таковым относятся следующие соглашения:
-
о продлении сроков ремонта;
-
об оплате транспортировки транспортного средства до СТОА потерпевшим;
-
об использовании б/у запчастей;
-
о доплате за ремонт и другие.
При этом доказать факт недобросовестного поведения сотрудников страховой компании практически невозможно. Не подписывайте документы до прочтения. Не соглашайтесь на доплату за ремонт и использование деталей с износом. Если вы не уверены, что сможете противостоять натиску со стороны страховщика – обратитесь за помощью к юристам.