Начнем с общемировых тенденций. После прошлогоднего спада спроса и производства из-за введенных во многих странах локдаунов данные показатели постепенно возвращаются на допандемийный уровень. Локомотивами выступают азиатские страны и государства Латинской Америки. Безусловным лидером, разумеется, является Китай, фактически справившийся с пандемией коронавируса и приступивший к реализации ряда масштабных инфраструктурных проектов, для которых потребуются значительные объемы металла и металлоконструкций. Но положительная динамика спроса (обусловленная, впрочем, эффектом низкой базы, то есть когда темпы роста кажутся значительными из-за минимальных значений показателей в начале) наблюдается и в Латинской Америке, страны которой достаточно серьезно пострадали от пандемии и только готовятся к возвращению к нормальной жизни.
В свою очередь, Европа пока заняла выжидательную позицию. Так, Еврокомиссия продлила квоты на импорт стали, пусть даже и с незначительным повышением. Таким образом, усилия металлургического лобби, де-факто, оказались тщетными, так как подобный результат явно не соответствует их ожиданиям.
А что же наша страна? С одной стороны, спрос на металлопрокат в России растет, прежде всего, из-за интенсификации темпов строительства. Значительно увеличились объемы жилищного строительства, подстегнутые повышением покупательского интереса (в том числе из-за льготной ипотеки и иных подобных программ). Не менее активно строятся социальные объекты (школы, детские сады), объекты здравоохранения (что особенно актуально на фоне третьей волны коронавируса). Тем более, в жилищном и гражданском строительстве все чаще встречаются проекты из монолитного железобетона, отличающиеся более высокой металлоемкостью, чем панельные или блочные серии. Уже возводятся или планируются к реализации масштабные инфраструктурные проекты: ЦКАД, трассы Москва-Казань и магистраль "Шелковый путь", которая свяжет Китай и Европу.
С другой стороны, на фоне увеличивающегося спроса на внутреннем рынке объем предложения не может похвастаться такими же темпами роста. По некоторым наименованиям номенклатуры металлопроката уже сейчас фиксируется дефицит. Он сложился как по причине увеличения покупательского интереса, так и по причине спада производства из-за прошлогоднего локдауна и роста себестоимости материалов (прежде всего, руды). Свою роль сыграет и принятое 24 июня решение о повышении экспортных пошлин на металлы. Это достаточно спорная идея, которая может привести к преднамеренному сокращению производства и возникновению дефицита.
Что же нас ждет в ближайшие месяцы? Эксперты “МеталлТрейд” предполагают, что мы увидим традиционную для лета картину, когда спрос будет расти из-за активизации строительных работ, даже несмотря на третью волну ковида. С другой стороны, часть покупателей, ориентируясь на выросшие закупочные цены, будут стараться закупать необходимый минимум. Это касается, прежде всего, относительно небольших потребителей, на которых кризис сказался сильнее всего. В свою очередь, крупные игроки рынка, вероятно, не пойдут на подобный шаг, или даже увеличат объемы закупок, чтобы не переплатить впоследствии. Соответственно, в IV квартале спрос будет плавно снижаться, что обусловлено сезонными факторами.