Транспортно-логистическая отрасль России оказалась одной из наиболее пострадавших из-за пандемии COVID-19. Причинами для этого стали различные факторы: международные и региональные локдауны, ограничения в передвижении людей и грузов, приостановление производств, спад деловой активности и спроса на грузоперевозки, а также уровня реальных доходов россиян. Все это негативно повлияло на сегмент коммерческих автомобильных грузоперевозок – их объем по итогам 2020 года в России сократился на 5,7%, до 5,4 млрд тонн по сравнению с докризисным годом, в мире - на 40%. Как изменился рынок автомобильных перевозок, потребности заказчиков и какие новые тренды появились в логистике за время пандемии рассказал Александр Сапов, основатель международного сервиса по грузоперевозкам GetTransport.com
Пандемия в 2020 году изменила расстановку сил в отрасли грузоперевозок по России. Если о введения ограничений из-за распространения вируса 80% направлений доставки товара осуществляли авиаперевозчики, а на долю наземного транспорта приходилось всего 20%, то в прошлом году перевозки по воздуху использовались только для тех городов РФ, в которые трудно добраться на автомобили или это существенно увеличит сроки доставки. Например, в регионы Дальнего Востока или Сибири. В прошлом году объем выручки мирового рынка автомобильных грузоперевозок сократился на 5%, грузооборот - на 4,4%.
В В2В-сегменте потребность в перевозках сократилась во многом по причине закрытия заведений общественного питания – кафе, ресторанов и баров. Зато спрос на доставку увеличилась в части В2С, так как доля россиян, работающих удаленно, во время режима самоизоляции из-за коронавируса возросла в восемь раз - в апреле-мае на 27%. В мире количество сотрудников, перешедших на “удаленку”, составило примерно 60 миллионов При этом изменения коснулись и номенклатуры грузов: объемы продаж алкоголя выросли на 2% - граждане РФ отдавали приоритет слабоалкогольным напиткам (пиво, сидр, медовуха), продукты питания – на них средняя российская семья тратила 46% бюджета. Некоторые товары за время пандемии значительно просели в спросе: женская и мужская одежда (- 28%), обувь и аксессуары (- 31%), декоративная косметика (-17,5%).
В 2021 году продажи товаров повседневного спроса (FMCG) смогли не только достигнуть докризисного уровня, но и нарастить объемы на 5,3%. Несмотря на восстановление спроса, за первые пять месяцев 2021 года грузооборот автомобильных перевозок по России вырос на 7% за счёт увеличения дальности перевозок, но тоннаж продолжает сокращаться. Помимо этого, отрасль столкнулась и с другими проблемами: нехватка техники, водителей, увеличение затрат на обновление автопарков и горюче-смазочные материалы. Дефицит в сегменте коммерческих автомобилей из-за нехватки микросхем и перебоев в международных логистических цепочках тормозит развитие сегмента, вынуждая многих перевозчиков отказываться от собственного автопарка. Это приводит к отсутствию грузового транспорта, а ведь пиковый сезон перевозок еще впереди. К нехватке транспортных единиц добавляется и дефицит квалифицированных водителей – опытные уходят из профессии в силу возраста, молодые – не спешат управлять грузовым авто. Все это совместно с банкротством части небольших логистических компаний-перевозчиков в 2020 году уже создает превосходство спроса над предложением в различных сферах от 10% до 30%.
Совокупность этих факторов стала стимулом к формированию новых трендов в сфере логистики, которые помогут ускорить восстановление отрасли. Например, некоторые оставшиеся игроки в сегменте грузовых перевозок начали объединяться в communities (сообщества), чтобы совместно использовать ресурсы. Благодаря синергии сервисов нескольких компаний появились уникальные комплексные предложения для клиентов, что укрепило позиции этих перевозчиков. Дефицит коммерческого транспорта и рост цен на него вынудил 90% логистических компаний отказаться от обновления автопарков и увеличил спрос на услуги, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием грузовых авто. Цифровизация отрасли, а именно, использование дронов для транспортировки, бесконтактная доставка, внедрение IT-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками позволят рынку грузовой автологистики в России в среднем расти на 5-6% ежегодно, сегменту сборных грузов - на 9-11% в год.