Экспертное заключение (сокращенно – ЭЗ) оформляется производителями или поставщиками продукции на добровольной основе, чтобы официально подтвердить ее соответствия санитарно-гигиеническим нормам, действующим в ЕАЭС. Цель получения ЭЗ – маркетинговое продвижение товара, повышение его востребованности.
Что такое ЭЗ?
Под ЭЗ понимается официальный документ, который удостоверяет, что в составе товара отсутствуют токсичные вещества, способные вызвать у потребителей заболевания и сильные аллергические реакции. ЭЗ имеет следующие особенности:
-
оформляется территориальными управления Роспотребнадзора;
-
предоставляется только ИП и организациям (изготовителям, их представителям, поставщикам), которые зарегистрированы в ЕАЭС;
-
оформляется исключительно на добровольной основе;
-
не дает права на ввоз и реализацию продукции в Таможенном Союзе, используется исключительно как инструмент маркетинга;
-
подтверждает проведение санитарно-эпидемиологических исследований товара, проверки его токсикологических, гигиенических и иных свойств.
ЭЗ стало заменой санитарно-эпидемиологического заключения, которое предприятии оформляли до 2010 года. Порядок получения документов нового типа установлен Решением КТС №299 от 28 мая 2010 года.
ЭЗ предоставляется заявителю на бумажном бланке не менее чем с двумя степенями защиты. На лицевой части указывается информация о проверенных изделиях, их производителе и поставщике, сведения о документальных доказательствах (например, протоколах лабораторных испытаний), прописывается название и номер документа.
На оборотной стороне ЭЗ содержатся выводы экспертов о соответствии товара санитарным нормам, проставляются ФИО и должности уполномоченных представителей Роспотребнадзора, их собственноручные подписи.
Экспертное заключение оформляется без ограничения периода действия. Это значит, что документ действует до той поры, пока не изменяются нормы законодательства или рецептуры, технологии, применяемые изготовителем. ЭЗ принимается во всех государствах Таможенного Союза.
ЭЗ требует внесения изменений, если в прошлой версии обнаружатся опечатки или неточности, держатель меняет форму юридического лица, если вступают в силу новые законодательные акты, не влекущие существенного изменения гигиенических требований.
Дополнительная информация об особенностях ЭЗ узнавайте по ссылке https://rimtest.ru/ekspertnoe-zaklyuchenie-rospotrebnadzora/.
На какой товарный ассортимент оформляется ЭЗ?
Перечень товаров, на которые можно оформить ЭЗ, приведен в первом разделе РКТС №299:
-
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;
-
детские изделия (например, учебная продукция, предметы для игр, постельное белье, одежда, прочее);
-
строительные материалы;
-
древесина и древесный уголь;
-
косметика, духи;
-
ткани;
-
печатные издания;
-
препараты, используемые при водоснабжении или для очистки бассейнов;
-
технические средства бытового и промышленного назначения;
-
изделия легкой промышленности;
-
табачные изделия;
-
защитные средства;
-
противогололедные реагенты;
-
черные, цветные, драгоценные металлы;
-
прочее.
ЭЗ не заменяет свидетельство о государственной регистрации (СГР). Это разрешительный документ, который оформляется на товары из раздела 2 Решения КТС №299. Например, СГР необходимо на бытовую химию, средства для дезинфекции и дератизации, гигиенические средства для взрослых и т.д.
С какой целью проводится оценка соответствия?
Получение экспертного заключения – добровольное решение компаний и ИП, которое принимается для:
-
повышения востребованности продукции на рынке;
-
стимулирования спроса;
-
укрепления лояльности покупателей к бренду;
-
побед в тендерах, которые организуются федеральными и местными властями;
-
повышения инвестиционных показателей предприятия и т.д.
Экспертное заключение предоставляется организаторам закупочных процедур, деловым партнерам, торговым сетям. Практика показывает, что заказчики выбирают компании, у которых документально подтверждена безопасность продукции.
Какая документация нужна для проверки?
Для получения ЭЗ фирмы и ИП направляют пакет документации, куда входит:
-
заполненное заявление установленного образца;
-
регистрационные свидетельства;
-
устав юрлица;
-
реквизиты заявителя;
-
подробное описание товара (название, код ТН ВЭД, назначение, состав и т.д.);
-
технические или товаросопроводительные бумаги;
-
образец маркировки;
-
ранее полученный сертификат / декларация;
-
паспорт безопасности на химическую продукцию;
-
иное (по запросу).
Подготовить полный пакет необходимой документации помогут эксперты центра сертификации (ЦС).
Как оформить ЭЗ?
Процесс получения ЭЗ реализуется при содействии специализированного центра:
-
Клиент передает заявку.
-
Эксперты согласовывают нюансы дальнейшего взаимодействия, подписывается договор.
-
Специалисты помогают клиенту подготовить пакет необходимой документации.
-
Организуют проведение лабораторной экспертизы товара с получением протоколов испытаний.
-
Передают заявление и документальное досье в Роспотребнадзор, отслеживают ход рассмотрения заявки и получают готовый документ.
После этого заявителю передается экспертное заключение с протоколом. Прохождение всех этапов оценочной процедуры занимает от 2 до 4 недель.