Факторинг – недооценённый российскими предпринимателями финансовый инструмент, который только начинает развиваться и стремительно наращивает портфель год от года. Сегодня банки активно продвигают факторинговые услуги, создают сервисы для онлайн-взаимодействия и упрощают получение услуги – так факторинг становится доступнее в секторе малого и среднего бизнеса.

Поставщикам, продающим товары с отсрочкой платежа, пора взять на заметку новый инструмент и поближе познакомиться с возможностями факторинга.

 

Факторинг: что это и кому подходит

Факторинговые услуги – это финансирование под уступку дебиторской задолженности, а также сопутствующие этой сделке нефинансовые функции (оценка покупателей, управление задолженностью и пр.).

В факторинге всегда есть три участника:

  • фактор – организация, которая оказывает финансирование;

  • поставщик – компания, которая реализует товары на условиях отсрочки платежа;

  • покупатель – компания, которая покупает у поставщика товары на условиях отсрочки платежа.

Кто может воспользоваться факторингом?

Финансирование в рамках факторинга возможно только при наличии прямых контрактов с компаниями-покупателями (не физическими лицами!). Обязательное условие контракта – поставка товаров и услуг на условиях отсроченного платежа.

Факторинг – это не только про деньги

Кроме авансирования выручки, фактор может предложить поставщику дополнительные услуги:

  • страхование рисков задержки или неполучения платежа от покупателя;

  • оценку репутации и платёжеспособности покупателя, чтобы уменьшить риски неуплаты;

  • профессиональное управление задолженностью (учёт и сбор дебиторской задолженности, напоминания о задолженности).

Польза факторинга для поставщиков

  • Независимость от клиентских платежей – можно планировать расходы и вкладывать в развитие бизнеса без ожидания оплаты от покупателей.

  • Возможность брать крупные заказы – можно соглашаться на объёмные сделки с постоплатой без угроз для бизнеса.

  • Делегирование процессов взыскания долга – можно отрегулировать отношения с должниками, не нанимая персонал и не вникая в процесс.

  • Конкурентное преимущество – можно предлагать клиентам гибкие условия оплаты.

 

Как работает факторинг

Упрощённо схема факторинга выглядит так:

  1. Поставщик поставляет товар (или услугу) покупателю
  2. Фактор платит поставщику за покупателя
  3. Покупатель возвращает долг фактору через какое-то время
  4. Поставщик платит фактору комиссию

Итог: поставщик получает деньги без ожидания, покупатель – выгодные условия сделки, фактор – комиссию за услугу.

Что будет, если покупатель не заплатит долг?

Зависит от вида услуги. Факторинг с регрессом предполагает, что долг за покупателя должен погасить поставщик. Факторинг без регресса страхует поставщика от риска неуплаты – в этом случае убытки потерпит фактор.

На какой срок можно получить финансирование?

В отличие от банковского кредита, факторинг используют для краткосрочного финансирования. Средний срок – 90 дней. Максимум – до 1 года. Это значит, что отсрочка, которую вы даёте покупателю, не должна превышать эти сроки.

К кому обращаться за таким финансированием?

Услуги факторинга – нелицензируемая деятельность, поэтому их могут оказывать как банки, так и микрофинансовые организации и факторинговые компании. Однако, банковские услуги в этой области считаются самым надёжным. Кроме того, банкам проще (быстрее, безопаснее) проводить факторинговые денежные операции, так как они контролируют движение средств.

 

Почему не все знают о факторинге

Факторинг появился в России только 26 лет назад. В 1988 году начались первые попытки внедрения этого финансового продукта по примеру международной практики, но официально услуга сформировалась только в 1996 году – в ГК РФ появилась глава 43, посвящённая отношениям факторинга. Для сравнения услуги первых кредитных организаций стали доступны россиянам с 1754 года.

Факторинг ещё не набрал популярность в конкуренции с другими способами финансирования. Плюс он подходит далеко не всем предпринимателям, что значительно сужает круг заинтересованных лиц.