Покупка франшизы в сфере общественного питания – оптимальный вариант для людей без предпринимательского опыта. Начинающие предприниматели получают поддержку на всех этапах ведения бизнеса. Но не каждая франшиза способна оказать качественную поддержку. Расскажем о лучших франшизах, на которые стоит обратить внимание.
Особенности рынка общественного питания
Франчайзинг в сфере общественного питания – хорошая возможность для начинающих предпринимателей увеличить стартовый капитал, приобрести ценный бизнес-опыт. Однако перед выбором этого варианта развития своего дела нужно изучить плюсы и минусы такой модели работы.
Перед выбором франчайзинговой модели ведения бизнеса стоит:
- внимательно оценить свои финансовые возможности. Франшизы в сфере общественного питания ориентированы на покупателей с разным объёмом инвестиций. Они могут предполагать открытие как маленькой торговой точки с фастфудом или мобильного павильона, так и ресторана, рассчитанного на 100 гостей. Общая рекомендация для будущих франчайзи – процент заёмных средств не должен превышать 50 %;
- тщательно изучить договор коммерческой концессии. Обратите пристальное внимание на то, какие обязательства бренда прописаны в документе. В презентации могут указаны очень привлекательные условия (на словах франчайзер обещает сделать за предпринимателя практически все). При этом в самом тексте договора коммерческой концессии о заманчивых перспективах нет ни слова;
изучить позиции бренда. Если франшиза занимает высокие места в рейтингах TopFranchise, "Бизнесменс.ру", Forbs, Buybrand, значит, она действительно востребована у посетителей и имеет хорошую репутацию;
- изучить специфику приготовления еды. В этом плане многое зависит не только от соблюдения стандартов, указанных в технологической карте, но и качества продуктов. Если франчайзер не планирует помогать с поставкой полуфабрикатов или ингредиентов блюд, добиться нужного вкуса будет значительно сложнее;
- пообщаться с действующими франчайзи. Обратная связь от предпринимателя, который уже добился успеха в этой нише, очень важна. Наличие у действующих франчайзи нескольких торговых точек – хороший знак. Значит, партнёра компании полностью устраивает тот доход, который приносит ему бизнес. Соблюдение этого пункта особенно важно при выборе ресторанной концепции, франчайзинговая компания которой находится в другом городе. Зачастую ожидания и реальность совершенно не совпадают. При "живом" посещении ресторана стоит попробовать местные блюда, которые очень соблазнительно выглядят на красивых фото с сайта заведения. Визит в заведение франчайзи станет показательным и в плане знакомства с миссией компании. Действительно или в кафе настолько доброжелательное обслуживание и тёплая, домашняя атмосфера, как это позиционирует в презентации франчайзинговая компания?
Один из примеров успешной франшизы – опыт компании Starbucks (с англ. - Старбакс), сумевшей занять лидирующие позиции на рынке кофейных напитков. Бренд постоянно занимается расширением линейки продуктов, привлекая внимание покупателей интересными новинками. По мнению британского бизнес-консультанта Джона Симмонса, "успех Starbucks – это не только эффективная бизнес-модель, но и нестандартный подход к психологии потребителей. Не будь его, Starbucks так и осталась бы региональной сетью, в которую люди шли бы лишь для того, чтобы выпить кофе".
Преимущества франшиз
К числу основных плюсов для франчайзи принадлежат:
- взаимодействие с известным брендом. Франчайзи имеет дело с компанией, успевшей заслужить расположение большого круга посетителей. Это позволит повысить узнаваемость точки, привлечь более широкую аудиторию;
- поддержка со стороны франчайзера (в том числе помощь с обучением персонала и расширением бизнеса);
- высокая вероятность успеха по сравнению с самостоятельным запуском бизнеса.
Перед выбором франчайзинговой модели нужно тщательно взвесить все за и против. Основные недостатки такой схемы работы:
- зависимость от бренда. У франчайзи нет возможности вносить изменения в технологию приготовления блюда, исходя из своих пожеланий;
высокие денежные затраты на раннем этапе. В некоторых ситуациях оформление франшизы может обойтись дороже, чем запуск небольшого самостоятельного бизнеса;
- ограниченная свобода действий. Партнёр крупного бренда может быть ограничен в выборе ряда услуг, предоставляет который франчайзер не одобряет.
Лучшие франшизы
Заведения общепита – популярный выбор для открытия собственного бизнеса. При подборе одних из лучших франшиз, описанных ниже, оценивались: средняя выручка заведений фаст-фуда за год, соотношение стартовых вложений и прибыли*. Эти параметры позволяют рассчитать срок окупаемости проекта.
"Крошка-Картошка"
Компания была основана в 1998 году и за долгие годы работы успела приобрести крепкие позиции на рынке быстрого питания. Согласно информации с официального сайта бренда, финансовая модель франшизы питания учитывает:
индивидуальные особенности каждого региона и формата кафе;
коэффициенты сезонности.
Франшиза "Крошка Картошка" предусматривает несколько форматов работы: павильон, фудкорт стационарное кафе. – довольно известная в России сеть ресторанов быстрого питания, предлагающая посетителям аппетитные блюда на основе печёного картофеля с разнообразными наполнителями. Кроме того, в каталоге компании представлен и широкий ассортимент фирменных напитков, супы и салаты, горячие блюда для полноценного обеда или перекуса.
Партнёрам бренда "Крошка Картошка" обеспечивается отличный старт для открытия бизнеса, сильная маркетинговая и консалтинговая поддержка.
Паушальный взнос включает:
- обучение франчайзи, линейных сотрудников и менеджерского состава в учебном центре;
- доступ к специальным предложениям и корпоративным поставщикам;
составление индивидуального маркетингового плана продвижения (как до, так и после открытия кафе);
- технологический проект;
- разработка логистической цепочки (для каждого российского региона);
- анализ трафика и поведения целевой аудитории;
- разработка дизайн-проекта кафе;
- выгодные условия работы с агрегаторами доставки.
Маркетинговая поддержка в рамках франшизы кулинарии предполагает предоставление готовых рекламных материалов, детального маркетингового плана, рассчитанного на 3 месяца работы. "Крошка Картошка" позиционирует себя как компания, нацеленная на установление взаимовыгодных и честных отношений с партнёрами.
"Шоколадница"
Партнёров крупнейшей российской сети кофеен консультируют по вопросам подбора помещения для открытия кафе, оформлению необходимой документации, содействуют в обучении персонала. Размер роялти составляет 7 % от товарного оборота. Бренд "Шоколадница" рекомендует партнёрам открывать кофейни в аэропортах, кинотеатрах, на главных городских улицах, в крупных торгово-развлекательных и деловых центрах.
One Price Coffee
Основная идея компании – продажа кофе по фиксированной цене, зависящей от объёма, а не от вида напитка. Кроме того, франчайзи нужно будет продавать разнообразные закуски (к примеру, сэндвичи), десерты.
Предоставляются три формата на выбор для открытия кофейни:
- Island (англ. - остров). "Островок" питания площадью от 10 до 20 м, располагающийся в крупных торговых центрах, требует инвестиций от 1 965 000 .
- Standart (англ. - Стандарт). Это сеть кафе, где можно не только заказать напиток на вынос, но и хорошо провести время за уютным столиком. Размер финансовых вложений по программе франшизы – от 2195 000 , площадь – от 20 м.
- Window (англ. - Окно). Площадь этого заведения составляет около 6-10 м, объём инвестиций – от 1665 000 . Такие кофейни представляют собой брендированное окно на стене или в самом здании торгового центра.
Покупателю франшизы еды в One Price Coffee обещают выгодную программу лояльности для клиентов, проверенный список поставщиков, предлагающих низкие закупочные цены. Он может рассчитывать и на маркетинговую поддержку, оценку локации и состояния помещения. При сотрудничестве с компанией можно открыть и кофейню в формате фуд-трака, продающегося в лизинг. Если покупатель ранее работал в сфере общепита, у него есть возможность переделать своё кафе по брендбуку франшизы.
*Рейтинг составлен специалистами компании BusySpace.