У начинающих автовладельцев есть вопросы по поводу затяжки гаек на колесах – далеко не все в курсе, как правильно это делать. Процесс может показаться простым, однако в этом деле много важных нюансов, которые нельзя игнорировать.
Момент затяжки колесных болтов – что нужно знать
Первое, о чем необходимо позаботиться, это специальные инструменты. Пользователи часто делают ошибку, затягивая колесные болты обычным баллонным ключом. При этом излишнее усердие в процессе затяжки приводят к срыву резьбы, а недостаточные усилия могут вызвать биение и стук в подвеске.
Неправильно затянутое колесо – это испорченные болты, деформированные отверстия для крепежа и повышение риска аварийных ситуаций. Болты может просто срезать во время движения, выйдет из строя рулевая тяга или разрушатся подшипники.
При этом сила затяжки болтов – величина индивидуальная, которую указывает производитель в инструкции. Это сведения учитывать нужно обязательно.
Балонный ключ – не лучший инструмент для затяжки, особенно если у модели телескопическая ручка, которая усиливает давление.
Для правильной затяжки потребуется динамометрический ключ. На этом инструменте выставляют нужные параметры по специальной таблице, затем фиксируют болты к ступице. Работать с динамометрическим ключом несложно. Особенно удобны инструменты с ограничителем. Достигнув нужного значения, они просто перестают действовать.
Динамометрические ключи бывают электронными и механическими. Первые дороже и тезнологичнее, зато вторые многие считают более простыми и надежными.
Но как быть в ситуации, если у автовладельца нет под рукой ключа? Пользуйтесь пневмогайковертом, который позволяет регулировать затяжку болтов.
Собственно процесс состоит из следующих этапов:
-
Колесо насаживают на шпильки либо направляющие.
-
Гайки (болты) заворачивают достаточно сильно, чтобы колесо было надежно зафиксировано.
-
Применяют динамометрический ключ либо пневмогайковерт для затяжки необходимым моментом.
На современные колеса, как правило, ставят алюминиевые гайки. Они эстетичны, защищены от коррозии, но требуют сугубо корректной затяжки. Резьба у такого крепежа менее прочная, сорвать ее очень легко.
Есть специальные схемы затяжки. Для 4-х болтов это 1-3-4-2, для 6-ти – 1-4-5-2-3-6. Смысл в том, чтобы не затягивать болты последовательно по часовой стрелке или против. Схема нужна, чтобы равномерно распределить усилия, иначе колесо будет закреплено с перекосом.
Крепеж тоже нужно подбирать грамотно – имеется в виду форма головки болта и кромки гайки. При установке новых дисков необходимо заранее поинтересоваться, подходит ли к ним штатный крепеж. Гайки не должны быть излишне короткими/длинными. Грамотно подобранный крепеж с верным моментом затяжки со временем не ослабляется, а слегка подтягивается, все элементы колеса центрируют друг друга.