Онлайн внес в нашу жизнь множество изменений, но при этом позволил ускорить бытовые и рабочие процессы в несколько раз. Это коснулось практически всех сфер бизнеса, в числе которых совершение покупок, производство и сбыт товаров, а также проведение закупочных процессов в компаниях.

Ввиду наличия запроса как от обычных людей, так и от юридических лиц стали появляться разнообразные инструменты для автоматизации и оптимизации процессов, связанных с продажей и покупкой товара. Для этих целей был разработан такой инструмент, как электронная торговая площадка в ее различных вариациях. Эксперты компании Statista составили график объёмов покупок, совершаемых в интернете в течение 10 лет – с 2017 по 2027 годы. Они отмечают сильный рост популярности электронных торговых площадок. Согласно статистике, предполагается, что увеличение объемов закупок будет продолжаться ежегодно на 11,17%.

Стоит отметить, что особенный скачок роста популярности ЭТП наблюдался в 2020-2021 годах, когда пандемия коронавируса охватила планету и вынудила людей и компании заказывать товары через интернет. Теперь практически любому бизнесу необходима платформа, которая позволит автоматизировать рабочие процессы и, как следствие, сильно ускорить и оптимизировать работу всего предприятия.

Интернет-ресурсы бывают разными в зависимости от запроса владельца и проблем, которые он хочет решить при помощи торговой площадки. Например, площадка типа маркетплейс позволяет размещать товары разных производителей и продавать, получая комиссионные отчисления с каждого заказа. Торговая площадка типа корпоративный интернет магазин дает возможность компании проводить закупочные процессы малых объемов – это один из наиболее популярных сегодня способов проведения закупок. Об управлении закупками читайте в блоге компании-разработчика AGORA.

 

Как развивались торговые площадки

Первоначально поставщики товаров и услуг и покупатели находили друг друга через поиск информации в различных источниках, таких как: доски объявлений, газеты, сарафанное радио, рекламные стенды и т.п. Сегодня ввиду развития технологий поиск любого товара сильно упростился именно благодаря интернету.

В последние годы торговые площадки стали привычным инструментом, который используют в работе миллионы компаний по всему миру, упрощая тем самым сбыт товаров, проводя закупочные процедуры без лишних временных и финансовых затрат, а также рассказывая об уникальных продуктах при помощи встроенных в площадки функций маркетинга.

Со временем тренды электронной коммерции меняются, и площадки развиваются и подстраиваются под современные запросы пользователей, добавляется новый функционал: например, сегодня многие платформы позволяют отслеживать статус заказа в личном кабинете, электронный документооборот снимает нагрузку с сотрудников и ускоряет работу, а владельцы компаний могут видеть статистику и аналитику работы, при помощи которых выстраивается бизнес-стратегия.

Предлагаем подробнее рассмотреть разные типы площадок и их преимущества, чтобы понять, почему ЭТП и торговые онлайн-площадки так популярны сегодня.

 

Торговая площадка: какие виды бывают

Существуют самые разные бизнес-модели, для каждой из которых необходимо создание площадки определенного типа, которая будет закрывать потребности.

  1. Площадки типа B2G. Эта бизнес-модель предполагает совместную работу частных компаний с государственными структурами. Площадки этого типа используются, чтобы проводить государственные закупки. Как правило, с госучреждениями работают крупные компании с большим опытом, которые имеют хорошую репутацию, поскольку государственные площадки предполагают соблюдение жестких сроков и строгих правил, которые регламентированы 44-ФЗ. Например, компании обязуются иметь счета в указанных банках для проведения операций и заключения договоров.

  2. Площадки типа B2B. Такие ЭТП являются корпоративными и могут быть использованы для работы как с частными компаниями, так и с государственными. Разработка подобных платформ очень популярна сегодня. Хотя цифровизация в B2B сфере происходит медленнее, чем в B2C секторе, автоматизация закупок – одна из ключевых задач бизнеса. Это связано с тем, что собственная площадка позволяет сильно снизить затраты компании, причем не только финансовые, но и временные и трудовые. Обширный функционал этого ресурса впечатляет: 

  • проведение торгов;

  • личный кабинет поставщика, в котором хранится вся необходимая информация;

  • ЭДО и ЦП – инструменты освобождают от излишней рутины в работе с документами и бюрократии;

  • проведение аналитики и сбор статистики работы, которые позволяют улучшить цикл проведения закупочного процесса.

  1. Площадки типа B2C. Эти платформы представляют собой классические маркетплейсы, которые стали особенно популярны в последние годы. На них размещают свои товары различные поставщики, а покупатели – физические лица – могут сделать заказ из любой точки страны и даже мира. Инструмент настолько удобен, что быстро охватил широкую аудиторию – практически каждый хотя бы раз заказывал что-то через маркетплейсы. Рынок B2C в сфере электронной коммерции наиболее активно развивается в нашей стране.
    Стоит отметить, что крупные маркетплейсы стремятся охватить не только сферу B2C, но также B2B и B2G. Поскольку направление очень перспективное, на площадках создаются отдельные специализированные разделы для оптовых покупателей и поставщиков. Подобные интеграции и обновления – очень грамотная стратегия на будущее.

  2. Площадки типа D2C. Разновидность B2C площадок, которая отличается тем, что компании предпочитают размещать свои товары не на больших маркетплейсах, где бренд может затеряться, а на собственных площадках, чтобы продавать продукт напрямую покупателю. Отличный вариант торговой площадки, когда компания уже имеет заслуженную репутацию и узнаваема на рынке.

  3. Площадки типа C2C. Такой ресурс тоже имеет место быть. Именно на этих площадках физические лица могут продавать таким же физическим лицам свои товары и услуги. Иногда на подобных площадках люди продают свои собственные товары, бывшие в употреблении, по сниженной цене.

  4.  

Почему создание собственной ЭТП приносит пользу бизнесу

Своя площадка – будь то электронный магазин, который создан, чтобы проводить малые закупки, или маркетплейс с модулем аукциона, на котором поставщики будут размещать свои товары – приносит огромное количество преимуществ бизнесу.

  • Автоматизация и оптимизация всех процессов внутри компании. Поскольку многие процессы автоматизируются, сотрудники освобождаются от рутинных задач, которые занимали огромное количество времени – таким образом, команда может перераспределить временные и трудовые ресурсы и направить их на выполнение более сложных и важных для предприятия задач.

  • Наличие личного кабинета для каждого пользователя площадки, что обеспечивает прозрачность работы и устраняет возможную путаницу – вся информация отображается в личном кабинете.

  • Настройки маркетинга и персонализации. Для владельца площадки – способ привлечь новых клиентов и удержать старых, для клиентов – наличие персональных скидок, акций и предложений.

  • Электронный документооборот. Сведение бюрократии к минимуму за счет онлайн оформления и подписания всех документов.

  • Сбор статистики и формирование аналитики, которая позволяет осуществлять дальнейшее планирование работы компании.

Торговые площадки прочно вошли в нашу жизнь и оказывают сильное воздействие на развитие рынка электронной коммерции. Постепенно площадки будут меняться в соответствии с тенденциями – в первую очередь, будет расширяться функционал. Однако сами площадки никуда не исчезнут – онлайн стал частью обыденности.

Если вам необходимо провести автоматизацию работы вашей компании, вы можете обратиться с этой задачей к специалистам вендора и интегратора AGORA. Варианты решений по автоматизации бизнеса можно найти подробнее по ссылке.