сцена из спектакля Алексея Ратманского "Одиночество"

Обратите внимание! Это перевод первой части статьи, размещенной на сайте The New York Times Company. Вы можете ознакомиться с полной версией оригинальной статьи на сайте источника.

Автор: Джиа Карлос

13 июня 2024

Балет будто не подвластен течению времени, однако и ему нужно "чувствовать дух времени". Невозможно игнорировать все ужасы и прелести современности, когда речь идет об искусстве. Но как такое возможно? Балет – это не просто красивое зрелище на сцене. Балету нужна причина. Нужен импульс.

Однако то, что представляет собой балет сейчас, немного вводит в замешательство. У балетного искусства появилось столько направлений, растущих и развивающихся с такой бешеной скоростью, что за ними сложно уследить. Балет подобен стволу, от которого произрастает множество ветвей. Некоторые ветви – толстые и крепкие. Другие – извилистые и тоненькие. Порой кажется, что происходящие на сцене – это просто живое воспроизведение ролика из ТикТока.

К чему должен стремиться балет? К чему должны стремиться труппы и хореографы, так это к диаметрально противоположному, а именно – к созданию той формы искусства, воплощаемой исключительно на сцене. На этом и зиждутся незыблемые принципы балета.

Вот такие у меня были мысли во время посещения мероприятий, приуроченных к 75-летней годовщине Нью-Йорк Сити балет (New York City Ballet). Празднество длилось три сезона, с сентября по июнь, и проходило в Линкольн-центре. В мае, в самый разгар весеннего сезона, труппа представила несколько премьер авторства Джастина Пэка (Justin Peck) и Эми Холл Гарнер (Amy Hall Garner).

"Наши новые работы отражают видение основателей нашей труппы. В этом вы и сами сможете сегодня убедиться", – уверяет Уэнди Уэлан (Wendy Whelan), заместитель художника-постановщика в своей речи перед представлением. Что касается самого сезона, то Уэнди уверена, что он в полной мере отражает "стиль Нью-Йорк Сити балет в XXI веке".

Понимаю, что обычно вступительная речь произносится для красного словца, не более того. Но то, что я увидела на сцене потом, не было похоже на какой-либо стиль. Как только танцоры поклонились, а занавес опустился, я никак не могла отделаться от тревожных мыслей. Чем сейчас может удивить балет? Что вообще такое балет? Почему его все еще ставят?

Труппа Нью-Йорк Сити балет была основана в 1948 году Джорджем Баланчиным и Линкольном Кирстейном, намеревавшихся переосмыслить классический танец и задать ему новое современное направление. Амбиции труппы этим не ограничивались: в планах было создание новых танцевальных произведений.

"Гюстав ле Грей № 1"

Заявлялось, что лейтмотивом весеннего сезона станет исследование новаторства и творческого развития труппы, а также рассуждения по поводу ее будущего, однако у меня сложилось впечатление, что сезон кричит об обратном, то есть, о ее творческом кризисе. Тем не менее, еще зимой были проблески прекрасного светлого будущего: состоялись премьеры двух новых постановок. Так в постоянную программу вошли невероятный балет "Одиночество" авторства Алексея Ратмански и бодрый и музыкальный номер "Концерт для двух фортепиано" от Тайлер Пэк.

Что касается весеннего сезона и двух новых работ, то первую можно описать как веселую и банальную, а вторую – как серьёзную и банальную. "Dig the Say" Джастина Пэка – это номер, рассчитанных на двух танцоров, Тайлер Пэк и Романа Мейджу, в ходе которого они должны поразить публику мастерством исполнения и обращения с реквизитом – красным шаром. К слову, Тайлер Пэк и Джастин Пэк родственниками друг другу не являются. Вторая работа "Underneath, There Is Light" от Гарнер предполагает исполнение ансамблем, однако она настолько скучна, что ситуацию не спасают ни смены костюмов, ни музыкальное сопровождение, написанное минимум пятью композиторами. Представление проходное. Несмотря на то, что начинается оно с бодрого действия в сказочных декорациях, ничего, кроме чувства тоски, по его завершении не остается.

Номер "Dig the Say" поставлен на музыку Виджая Айера. Первый акт номера называется "Carry the Ball" ("Перенося шар"). Танцоры прекрасно знают свое дело и филигранно обращаются с реквизитом, однако достаточно ли этого для того, чтобы номер вошел в основной репертуар труппы? Вдохновленный классическим номером "Pas de Deux" на музыку Чайковского авторства Баланчина, "Dig the Say" приятно смотрится, однако танцоры постоянно путаются в настроениях. Их будто бросает от нежности к страсти в стиле Уильяма Форсайта. Видимо, они прихватили настроение из форсайтовского "Herman Schmerman Pas de Deux", которое также исполняли в рамках сезона.

Работы же зимнего сезона совсем другие. Они продемонстрировали всю многогранность танцоров и то, насколько точно они могут передавать эмоции. Когда все складывается как надо, то буквально ощущается та самая двойственность балета: он отражает современность, при этом также остается вне временного контекста. Постановка "Одиночество" Ратмански, вдохновленная сделанной в Украине фотографией отца, упавшего на колени у трупа сына, вызвала жгучую боль. Воистину балет XXI века.

А как прекрасна была прима-балерина Тайлер Пэк! Хореография точно подходила ее стилю исполнения. Она словно плыла внутри музыки: чувствовалась лёгкость и ненаигранность вкупе с идеальной техникой. В весенний сезон не вошли работы 1993-2022 годов, однако я их нередко вспоминала и особенно прелестную Пэк. Она досконально знает стиль Баланчина. Исполняя его хореографию, она будто отдавала дань тому тонкому понимаю музыки, которое она с годами освоила благодаря его работам. Тонкий оммаж мастеру. О таком и не нужно заявлять громко. Однако подобный оммаж подкреплял изначальную концепцию основателей Нью-Йорк Сити балет.

Перевод: компания, специализирующаяся на английском

Проверка материала: танцевальная студия спб