Одна из двух извечных российских проблем. Сколько о ней проговорено, песен сложено – на них и пыль, и туман, и много других неприятных неожиданностей. В чем же причины этих дорожных сложностей? В климатических особенностях или в подходе к их строительству? Конечно, не только в этом, но если руководствоваться рекомендациями Козьмы Пруткова и «смотреть в корень», то выявится одна из основных – недостатки в самой технологии.
Всем знакома картина – мощная могучая техника, дымя выхлопными газами и распространяя характерный запах горячего асфальта, работает над созданием дороги. После достаточно продолжительного периода неудобств нашим глазам открывается красивая, идеально (или почти идеально) гладкая черная река, с контрастной белой дорожной разметкой. Однако проходит непродолжительное время, в течение которого автовладельцы наслаждаются приятным шуршанием шин по дороге, как на ней появляются сначала углубления, а чуть позже – рытвины и выбоины. Асфальт проваливается, проседает, и недавно столь привлекательное и ровное покрытие требует ремонта.
Главная причина недолговечности дорожного полотна – ненадежность его «корня» - той подстилающей поверхности, на которой оно укладывается. Мудрые древние римляне при строительстве знаменитой Аппиевой дороги прекрасно знали, что корень, фундамент трассы – залог ее долговечности. Вот и служит эта дорога уже два тысячелетия. Неужели в наше время нельзя строить так же надежно?
Можно, конечно, но стоить это будет чрезвычайно дорого, ведь бесплатного рабского труда у нас нет. Да и материалы нынче дорогие. Но решение такой проблемы существует – это применение при обустройстве фундамента высокотехнологичных геосинтетических материалов, таких как георешетка и высокопрочные геотекстильное ткани.
Что же это за удивительные материалы, которые помогут решить хотя бы одну извечную проблему и как их использовать? Основная идея применения геотекстильных материалов заключается в армировании конструкции, в которой они применяются, в данном случае – дороги. Их задача – увеличить механические свойства грунтов и перераспределить, выровнять нагрузку между различными участками. Подобная арматура передает повышенную нагрузку от перегруженных зон на соседние, которые испытывают меньшие нагрузки. За счет равномерного распределения напряжений вся конструкция становится более стабильной и долговечной. Идея, конечно не новая, новизна заключается в самом материале – достаточно дешевом, при этом долговечном, прочном и экологически нейтральном.
Георешетки и геотекстиль, в отличие от металла и других армирующих материалов, практически не подвержены изменению под воздействием природных факторов – не ржавеют, не разлагаются под воздействием грибков и плесени, устойчивы к ультрафиолету (впрочем, для дорожного строительства это вопрос не принципиальный, если не рассматривать укрепление откосов).
Наилучшим образом зарекомендовали себя геосинтетические материалы из высокомодульных полиэфирных нитей. В отличие от аналогов из стекловолокна, часто применяемого в дорожном строительстве, изделия из высокомодульных полиэфирных нитей хорошо пропитываются битумом, срастаясь с дорожным покрытием. Стекловолокно быстро теряет прочность даже в условиях слабой щелочной среды, поэтому в грунтовых конструкциях однозначно предпочтительнее сетки из ПЭФ. Кроме того, стеклосетки, не становясь частью конструкции, плохо сопротивляются сдвиговым нагрузкам и просто истираются в порошок внутри покрытия. Усугубляется это явление и значительной разницей в коэффициентах расширения армируемого материала и стекла.
Геосинтетические материалы успешно применяются не только при строительстве, но и при обновлении и ремонте дорожного полотна – для армирования стыковочных швов, предотвращения образования трещин во вновь положенном слое асфальта и проникновения в верхний, обновляемый слой существующих в старом «разломов». Геосетки из ПЭФ делают асфальтовые покрытия, которые укладываются поверх старых бетонных дорог, значительно более долговечными.
Можно с уверенностью сказать, что использование георешеток и геотканей из ПЭФ если и не решит полностью дорожную проблему, то, во всяком случае, будет очень большим подспорьем в ее решении.