Последние пару лет дались малому бизнесу нелегко. Постоянная волатильность курсов валют, прекращение поставок различного импортного оборудования. Все это повлияло на развитие экономики не в лучшую сторону.
У многих владельцев готового бизнеса постоянно возникают вопросы, как дальше развивать компанию, получится ли. И конечно все чаще и чаще приходят мысли о продаже своей фирмы.
Давайте рассмотрим при каких случаях стоит продать бизнес:
- У вас есть несколько отличных друг от друга направлений деятельности, которые при этом совершенно независимы друг о друга. В таком случае нужно продать бизнес с меньшими перспективами. И это не всегда будет тот вариант, который приносит на сегодняшний день больше средств. Это может быть менее доходный актив, но при дополнительных инвестициях в который, сможет достичь гораздо больших результатов.
- Вы совмещаете деятельность в крупной компании/гос. Службе и собственная фирма. Как правило в таком симбиозе более доходным и перспективным будет остаться в наемных работниках и продать свой собственный актив.
- Ваша компания на протяжении нескольких лет стогнирует. В этом случае у Вас 2 варианта:
- Найти со инвестора и развиваться дальше.
- Продажа бизнеса сторонним инвесторам (при этом варианте возможно будет остаться в качестве руководителя на зарплате)
- К сожалению безмятежное время, когда частные компании приносили хороший доход, привело к закредитованности населения. Это и есть одна из частых причин их продажи, даже, если продавать нет желания.
- В случае расхода с партнёром важно понимать, чем Вы будите заниматься поле продажи. Если желание развивать свой бизнес высоко и есть четкое понимание, что Вы сможете зарабатывать в этой сфере, попробуйте выкупить долю у партнера. Если договориться не получается, то выхода нет. Продать актив единственный вариант.
Это конечно не все варианты, но самые часто встречающиеся.
Теперь давайте подробно рассмотрим процесс продажи и что нужно сделать, чтоб продать бизнес быстро и выгодно.
Важно понимать, что готовый бизнес – это максимально самостоятельное предприятие, которое генерирует положительный денежный поток. Это не просто права аренды, название/бренд, какие-либо прошлые заслуги.
Вашу компанию нужно оценивать используя финансовые результаты последних 2-х лет. Если 5 лет назад бизнес зарабатывал 100 рублей, а сейчас 10 рулей и данный показатель не растет на протяжении 1-2 лет, то надо рассчитывать окупаемость из последних данных.
Многие совершают большую ошибку сильно переоценивая свою фирму. Это увеличивает срок поиска инвесторов, покупателей. Очень часто такой подход к продаже приводит или к закрытию фирмы, т.к во время не было найдено решений, или к продаже за гораздо меньшие деньги.
Наши рекомендации:
- Перед продажей нужно подготовить бизнес. Что это значит? Это значит привести документы в такой порядок, чтоб при нахождении покупателя продать возможно было в 1 подпись и в кратчайший срок. Как это сделать?
Мы рекомендуем обраться к профессионалам своего дела – бизнес-брокерам.
- Важно создать презентацию – инвестиционный меморандум. Изучив его у покупателя должно сформироваться устойчивое желание купить компанию у Вас!
- Ни на секунду не отпускать управление фирмы на самотек. К моменту продажи показатели должны быть, как минимум не меньше заявленных, а лучше превышать их.
- При нахождении покупателя важно соблюсти баланс «бесплатной» информации и той, которую Вы предоставите после аванса/задатка.
- Наймите хороших юристов для сделки, чтоб в договоре купли/продажи не возникло неожиданных невыполнимых условий.
- Пописав основной договор и акты, не «бросайте» покупателя. Окажите консультации по управлению Вашей компанией.
Желаем удачи в продаже бизнеса и успехов в Ваших новых начинаниях.