В связи с увеличением скорости движения поездов и плотности потока железнодорожного транспорта аналоговая связь перестала отвечать возросшим требованиям к связи.
Поэтому в конце 90 годов был запущен проект EIRENE (European Integrated Railway Radio Enhanced Network). Запущен был не у нас, как ясно из названия, а в Европе и к нам этот стандарт попал намного позже, особенно его необходимость почуствовалась в преддверии Олимпиады в Сочи.
Так чем же хорош этот стандарт и чем его отличие от привычных раций? Давайте разберемся.
Во первых, это надежность связи на протяжении действия сети.
Обеспечивает ее измененная схема расположения базовых станций и антенн. Теперь сигнал от антенн проходит с двойным перекрытием, что обеспечивает надежную связь на высоких скоростях.
Во вторых, была заменена система приоритетов вызова номера абонента по сравнению с обычным GSM. Получая одновременно на свой телефон 2 вызова, мы сами принимаем решение, важный это звонок или нет. В новом формате GSM-R четкая иерархия звонков. Начиная от диспетчера, заканчивая бригадой обходчиков.
В случае возникновения внештатной ситуации эта система срабатывает по важности звонящего.
Для еще большего удобства была изменена длина номеров. И машинисту скоростного поезда вместо десяти цифр «стандартного» номера нужно запомнить всего 4 цифры. Хотя, можно даже не запоминать, т.к. важные номера забиты в специализированный терминал. Причем при пересечение границ участков, которые определяются либо по GPS/ГЛОНАСС, либо определяя по регистрации в базовой станции, номер той же диспетчерской службы не поменяется. Эта унификация позволяет снять часть нагрузки с машинистов и различных служб ЖД, ускоряя между ними коммутацию. И мы переходим к пункту три.
В третьих, у поездного диспетчера появилась возможность держать «руку на пульсе» всё время движения скоростного состава по его участку пути. На специальном диспетчерском терминале отображается вся необходимая информация. Связь с любым абонентом рабочей сети происходит мгновенно.
Вообще, диспетчерский терминал, это «песня» современного диспетчера. С помощью него можно не только связаться с одни абонентом, но и устроить конференц связь, отправлять сообщения, составить очередность звонков. Так же на нем отображается динамический список абонентов (машинистов, обходчиков, вагонов), зарегистрированных в сети и находящихся в зоне ответственности диспетчера. С помощью терминала, диспетчер может организовать работу нескольких своих коллег или передать управление другому диспетчеру в случае надобности.
Главное в ЖД перевозках, это безопасность, но, к сожалению и тут бывают происшествия. Чтобы выяснить причины произошедшего, в данном формате связи существует точная фиксация и долговременное хранение переговоров между всеми его участниками.
Подводя итоги, можно сказать, что благодаря усилиям Российских компаний, которые принимали участие в строительстве и запуске системы GSM-R в г. Сочи, в том числе компаня ICON GROUP, отвечающая за монтажные и пусконаладочные работы активного оборудования базовых станций и коммутатора, появился новый формат связи, это надежность, оперативность и ответственность, т.е. безопасность пассажиров на всём пути следования.
От лица Группы компаний "Айкон" руководил проектом Технический директор - Блинов Ярослав Борисович. Его вклад в реализацию проекта просто неоценим, цифровая система технологической радиосвязи стандарта GSM-R была запущена в срок, несмотря на множество сложностей, которые обычно возникают на подобных грандиозных стройках!
Блинов Ярослав Борисович смог организовать "нормальное" общение и взаимодействие между другими подрядными организациями с целью скорейгего запуска системы GSM-R.
Хотелось бы верить, что протяженность железных дорог, работающих с этим современным стандартом, будет только увеличиваться, обеспечивая надежную связь между людьми, которые берегут наше бесперебойное движение в пути..