Испокон веков мастера работы с благородными металлами и камнями имели особый социальный статус. Во многих культах им отводилась чуть ли не роль посредников между людьми и богами. Причем считалось, что именно последние управляют фантазиями и руками ювелира. Мастера чеканки и огранки относились к ремесленной элите, а наиболее удачливые – входили в ближний круг знати и были наделены особыми привилегиями. За прошедшие с тех пор 5-6 тысяч лет (а именно столько, по мнению специалистов, насчитывает история ювелирного дела) мало что изменилось: в наши дни профессия дизайнер-ювелир все так же востребована, почетна и доходна. Разве что иррациональные мотивы уступают место прагматизму, а методы, инструменты и механизмы становятся все более совершенными. Тем не менее изготовление авторских украшений – это и сегодня непростая, напряженная и в значительной мере ручная работа, требующая от исполнителя недюжинных терпения и способностей.
Особенности профессии дизайнер-ювелир
Истинный дизайнер-ювелир – удивительная личность, гармонично сочетающая черты и физика, и лирика. Такой союз диктует сама профессия, лежащая на стыке точных наук и искусства. В ней слились в единый комплекс химия, металловедение, оптика, геммология, графика, компьютерное моделирование, дизайн и т.д. Плюс, конечно же, дизайнеру-ювелиру необходимы развитое художественное чутье, отличное пространственное воображение, способность выразить мысль в форме, усидчивость, аккуратность… Словом, это не столько ремесло, сколько образ жизни.
Неизбежен вопрос: «И насколько же состоятельна эта жизнь?» Дать на него однозначный и исчерпывающий ответ крайне сложно, так как сумма в зарплатной ведомости варьируется в широких пределах в зависимости не только от желания работодателя или количества заказов, но и от мастерства исполнителя, степени сложности и изящества исполненных им драгоценностей и множества других объективных и субъективных факторов. В общем и целом можно утверждать, что даже новичок – при должном усердии и трудолюбии – способен заработать на вполне сносную жизнь в том числе в столь дорогом регионе, как Москва с окрестностями. И конечно, весьма внушительные суммы получают настоящие профессионалы, особенно те, одна лишь фамилия которых является брендом. Впрочем, чтобы достичь таких высот, в начале пути придется изрядно потрудиться.
Что нужно ювелиру для работы
Чтобы приступить к работе в качестве дизайнера-ювелира, придется обзавестись солидным запасом материалов и инструментов из ассортимента магазинов канцтоваров и художественного творчества. Бумага, краски, пластилин, проволока, фломастеры и пр. помогут превратить задумки в нечто реальное и позволят общих чертах соотнести желания и полет фантазии с возможностями имеющихся материалов. Таким образом, сначала дизайнер воплощает свой будущий шедевр в цветах на обычной бумаге.
Следующий этап – компьютерное 3D-моделирование. Его освоение потребует наличия современного «железа» с приличной видеокартой и специфической «математики» – таких программ, как Rhinoceros 3D и ZBrush или их аналогов. Освоив теорию и овладев искусством создания виртуальных объемных украшений, можно приступать к практической части. Здесь важно иметь в виду, что некоторые дизайнеры-ювелиры только разрабатывают эскизы и отправляют их мастерам на реализацию, другие же предпочитают самостоятельно воплощать выработанные идеи.
Если вы решили для себя, что будете принадлежать ко второй группе, то вам придется существенно расширить обычный слесарный арсенал за счет специфических инструментов: ригелей, вальцов, бормашинки с соответствующими насадками, флюсов и шлифовальных паст, приспособления для литья и т.п. В идеале все это должно быть сосредоточено в отдельном помещении, снабженном вытяжкой. Не забудьте и о сырье для будущих украшений, причем для начала стоит выбрать что-нибудь подешевле и попроще: легкоплавкие металлы и не требующие сложной огранки податливые камни.
Где можно выучиться на дизайнера-ювелира
Однако, разумеется, без соответствующего образования даже с лучшими материалами и программами не получится создать ни одно украшение. Наименее затратный путь, как выучиться на ювелира, – самостоятельное овладение тонкостями данного ремесла. Но, к сожалению, самообучение на роль дизайнера-ювелира – этот именно тот опыт, который А.Пушкин метко охарактеризовал сыном ошибок трудных. Кроме того, литература в области ювелирного дизайна достаточно разрознена, а часть аспектов в ней просто не освещается, поэтому самому составить единую систему знаний практически невозможно. Как и очень сложно самому в должной степени овладеть необходимыми практическими навыками. Таким образом, без мастера-наставника на освоение даже азов уйдет неоправданно много времени и ценного материала. Поэтому при наличии серьезных намерений лучше ориентироваться на получение профессионального образования.
Если вы решили отдать себя ювелирному дизайну целиком и полностью, имеет смысл подумать о высшем учебном заведении, лицее или колледже соответствующего профиля (Московский филиал Высшей школы народных искусств, Политехнический колледж №13 им. П.Овчинникова, художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга им. К.Фаберже и пр.). Если же полноценное высшее образование представляется вам пока слишком фундаментальным, обратите внимание на программы, которые позволяют овладеть желаемой профессией без отрыва от основного места работы.
Одна из школ, где поддерживается такой формат обучения, – J-Design.pro. Фактически она представляет собой сообщество единомышленников: ювелиров-профессионалов и студентов-новичков с различной степенью подготовки (вплоть до нулевого). Профессиональные педагоги нацелены на развитие явных способностей и выявление скрытых, а практикуемые ими обучающие методики сведены в единую систему, постоянно развивающуюся и дополняющуюся. Удобная сетка занятий, продуманный состав групп, индивидуальный подход к ученикам, грамотное соотношение теории и практики, регулярные экскурсии на тематические выставки и производства – все это помогает в кратчайшие сроки и с максимальным эффектом привить студентам навыки работы с благородными металлами и самоцветами, а также научить мыслить, моделировать и понимать, что отличает хорошее ювелирное изделие.
В активе школы J-Design.pro уже свыше 400 выпускников, многие из которых ныне представляют элиту российского ювелирпрома. Надо заметить, что некоторые пришли на курсы, скорее, из любопытства, рассматривая ювелирное дело только как хобби. Однако тщательно разработанная и апробированная стратегия обучения помогла им найти свое истинное призвание. Приходите в J-Design.pro – и возможно, со временем вы станете достойным конкурентом Карла Фаберже.