Объем полученных жалоб на микрофинансовые организации (МФО) в 2016 году вынудил Центробанк по-новому взглянуть на свою работу с обращениями граждан. Как сообщает "Российская газета", главный финансовый регулятор намерен изменить свою рекомендацию к действию неудавшимся заемщикам.
Ранее ЦБ советовал собрать все материалы о нарушениях МФО и коллекторов и выслать их на свой адрес. Теперь же россиянам параллельно будут предлагать обратиться в полицию, прокуратуру, Роспотребнадзор и т.д.
Не потянули?
С одной стороны, перенаправление граждан несколько странно выглядит в свете недавних попыток Центробанка собрать воедино все потоки жалоб с помощью вновь созданного Управления по обработке обращений граждан. Об этом сообщили еще в сентябре прошлого года, назвав функцию нового Управления – аккумулировать и обрабатывать все жалобы.
С другой стороны, судя по статистике ЦБ, регулятор обращениями просто "завалило": одних только жалоб на некредитные организации (МФО, ломбарды и кооперативы) в 2016 году поступило 100,2 тыс. штук. Из них 11,9 тыс. (примерно 12%) на МФО, что почти вдвое больше, чем в 2015 году. Основная часть жалоб касаются взыскания долгов, 22% - невозможности выплатить долги, 17% - вопросов законности процентов. Есть весомая группа обращений и по поводу нелегальных кредиторов.
Жалоб на МФО однозначно стало больше, но в большинстве случаев реальных оснований для них нет. Так, Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ, на днях сообщил, что только на 9-10% жалоб были вынесены предписания, и в 9% случаев применено административное воздействие.
Айгуль Хайруллина, директор саморегулируемой организации "Единство" (одно из крупных профобъединений МФО), также недавно сказала, что только 9% жалоб заемщиков имеют основания для проверок кредиторов. Остальные жалобы обычно требуют разъяснений законодательства или совета, как изменить ситуацию должника к лучшему.
Идем напрямую
Часть вопросов граждан – таких, как устранение нелегальных МФО с рынка, или контроль действий коллекторов, - находятся не в полномочиях Центробанка. Регулятор, безусловно, рассматривает все обращения, но большинство писем перенаправляет в уполномоченные ведомства. Если миновать "распределитель", жалоба скорее попадет на стол ответственному специалисту. Итак, куда и с каким вопросом нужно обращаться?
С жалобой на действия коллекторов – в полицию и территориальный орган Федеральной службы судебных приставов;
За разъяснениями о законности договора займа или процентов – в территориальный орган Роспотребнадзора или саморегулируемую организацию, в которой состоит МФО;
С материалами о нарушениях договора или законодательства МФО – в Центробанк;
С жалобой на нелегального кредитора, который не состоит в Госреестре Центробанка – в Прокуратуру;
С жалобой о невозможности выплаты займа, если нарушений закона кредитором нет, - в МФО. Просьба о реструктуризации задолженности там – не редкость:
"В компетенции МФО находится любой вопрос взаимодействия с заемщиком, - сказал Сергей Седов, глава сервиса онлайн-займов "Робот Займер". – Законопослушные МФО берегут имидж и хотят сохранить в числе своих клиентов каждого заемщика. Поэтому они наверняка согласятся на реструктуризацию задолженности или скидку клиенту. Если кредитор является нелегальным, после обращения в прокуратуру по этому вопросу заемщику начислят к возврату только то, что положено по закону", - подчеркнул он.
Ольга Вострик,
по материалам https://www.zaymer.ru/bystryi-zaym