В последнее десятилетие сфера строительства претерпела существенные изменения, отмечает Александр Николаевич Рассудов, член комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
По словам депутата Рассудова развитие строительной отрасли идет семимильными шагами. Ежегодно на рынок выводятся тысячи новых квадратных метров жилья. Соответственно, растет и ввод объектов в эксплуатацию. Так в первом квартале текущего года объем сданных в эксплуатацию квадратных метров в северной столице вырос на 24% по сравнению с прошлым годом и превысил 1 млн. 120 тыс. м2. А это уже практически треть от планируемого ввода по итогам 2017 года. Больше всего новостроек было сдано в Приморском, Пушкинском и Невском районах.
"Активное освоение девелоперами участков рядом с кольцевой автодорогой на границе Петербурга и Ленинградской области позволило за короткие сроки создать пласт доступного недорогого жилья эконом-класса и тем самым расширить возможности при покупке собственной квартиры для горожан, ограниченных в средствах", - считает депутат-коммунист Александр Рассудов.
Так разница в стоимости квадратного метра в строящихся домах этого класса в традиционных районах Петербурге и рядом с метро "Девяткино" может составлять до 25%. Если средний "чек" при покупке квартиры в домах эконом-класса в Красносельском, Невском, Калининском и других районах - около 80 тыс. руб. за м2, то квартиру в таком же примерно доме, но у метро "Девяткино" можно приобрести от 55 тыс. рублей за квадратный метр. Разница для многих семей очень существенная.
"Государственное жилищное строительство на может конкурировать с частными компаниями. Так как у государства стоит задача обеспечить жильем лишь бюджетников. По сути строительный бизнес уже давно сам решает приоритетную социальную задачу обеспечения граждан доступным и качественным жильем", - уверен Александр Рассудов, который в прошлом возглавлял крупнейший строительный холдинг России "Лидер Групп".
Если говорить о качестве современного жилья в Санкт-Петербурге, то необходимо принимать во внимание множество факторов таких, как месторасположение объекта, транспортная доступность, наличие развитой инфраструктуры, безопасность проживания и т.п.
В настоящее время сами застройщики разработали критерии и классифицировали жилье по различным параметрам на эконом, комфорт, бизнес-классы и элитную недвижимость. Однако деление условное и не имеет "силы закона", что позволяет создавать объекты "на грани классов" или приписывать более высокий класс дому, который объективно до него не дотягивает.
По мнению Рассудова, один из таких критериев, влияющих на качество жизни и определяющих класс объекта - это количество парковочных мест. Так для эконом-класса в расчёте на одного человека этот коэффициент составляет 0,5/1 машиноместо на одного жителя дома), для комфорт – 0,75/1, для бизнес – 1/1, для элитной недвижимости – от 2/1. Минимальная обеспеченность парковочными местами определяется нормами градостроительного регулирования, которые обязательны для застройщиков. В сегменте бюджетного жилья, как правило, девелоперы закладывают небольшое число машиномест в подземном паркинге и большие открытые парковки на придомовой территории. В бизнес-классе, наоборот, строятся вместительные подземные автостоянки.
Другая проблема современных новостроек - это минимальное озеленение и в целом нехватка внутриквартальных зеленых зон. Хотя и здесь можно отметить позитивные изменения. "Современные дома уже на этапе проектирования включают благоустроенные дворы, где, как минимум, запланированы газоны, кустарник и созданы зоны отдыха. Как максимум – ландшафтный дизайн, детские и спортивные площадки, скверы и даже фонтаны. Все дело в том, что современный покупатель выбирает не только квартиру и дом, но и в целом среду проживания. И чем она комфортнее и экологичнее, тем выше привлекательность объекта. Поэтому сами застройщики заинтересованы в создании качественных пространств для отдыха рядом с домом", - говорит Александр Рассудов.
На оценку качества жилья может повлиять архитектурный облик строения. В Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, принято решение по ограничению высоты жилого строительства в пределах городской черты, напоминает Александр Рассудов. Таким образом, Петербург вряд ли когда-то превратится в город небоскребов. Но другая проблема – это единство архитектурного облика и общий дизайн-код, который нужно разрабатывать для спальных районов и городских окраин.
Иногда при оценке качества жилья используется такой показатель, как криминогенность района. В Петербурге наивысший показатель криминогенности у Центрального и Невского районов. У Курортного и Колпинского, напротив, эти показатели самые низкие.
Помимо вышеперечисленных критериев, Александр Рассудов выделяет типичные для многих крупных городов проблемы жилой среды:
- -относительная близость к промышленным зонам;
- -плотность застройки;
- -разнообразие видов застройки в одном районе (конфликт архитектурных стилей);
- -отсутствие смежного благоустройства на периферии разных жилых комплексов.
В Санкт-Петербурге наблюдается несоответствие между высоким экономическим потенциалом города и условиями проживания, отмечает Рассудов. По мнению Александра Рассудова, государственным органам власти необходимо подготовить единый проект, который отражал бы общие положения и нормы качества современной жилой застройки. В конечно счете, это сможет положительно повлиять не только на обязательства застройщиков, но и улучшить жизнь населения Петербурга.
Читайте также: