Оговоримся сразу, выбор этот скорее индивидуальный, нежели общепринятый. Потому что во многом успех будет зависеть от умений руководителя и его возможностей посвящать своё время строительству дела. Но всё же есть ряд плюсов и минусов, зная которые, будет проще определиться. Давайте рассмотрим их.
Для начала нужно определиться, в чём же кардинальное отличие бизнеса с нуля и франчайзинга.
Собственный бизнес с нуля не таит в себе скрытого подтекста. Это предпринимательская деятельность, которую вы сами выстраиваете от и до. И никто абсолютно вам не помогает.
Например, решили вы начать с выпекания оригинальных булочек по рецепту своей бабушки. В этом случае вы сами должны рассчитать, сколько денег будет тратиться на выпечку одного изделия, сколько будет уходить на содержания бизнеса – затраты на электроэнергию, газ (даже если печь вы пока что будете дома, чтобы не тратиться вначале на аренду помещения под производство). Исходя из этого нужно будет понять, по какой цене вы сможете продавать эти булочки. Дальше вы сами будете находить поставщиков ингредиентов, чтобы снизить затраты на производство.
Также самостоятельно вы должны понять кто ваша целевая аудитория, кто будет ваш товар покупать. А отсюда сделать вывод, будет ли ваша продукция продаваться по вычисленной цене. Нужно будет определиться и с каналами продаж. Будет ли иметь смысл снимать отдельное небольшое помещение под магазин, или же нужно придумать иной, менее затратный путь. Ну и так далее.
То есть бизнес с нуля подразумевает полный и всеобъемлющий ваш контроль без какой-либо сторонней помощи. Вы полноценно "сам себе хозяин".
Франчайзинг же в этом плане отличается основательно. Вы выбираете из уже полуготовых моделей бизнеса.
По сути при франчайзинге одна фирма, которая создала конкретную модель бизнеса продаёт право на пользование этой моделью другой фирме. Но это в упрощённой форме.
Франшизы настолько разные, что говорить о полной поддержке со стороны франчайзера не всегда возможно. Существуют такие модели франшиз, при которых вы только лишь покупаете продукцию известного бренда по сниженной цене. А всё остальное делаете сами.
И наоборот. Есть франшизы которые распространяются по принципу открытия филиала. То есть вы покупаете не право заниматься собственным бизнесом под эгидой раскрученной фирмы, а приобретаете право стать управляющим очередной точки крупной сети.
И именно потому, что вариантов крайне много, к выбору франшиз нужно подходить не наскоком, а с тщательностью и умом. Об этом подробнее.
Увы, франшиза – такой же товар, как и всё остальное. А это значит, что продавец франшизы ставит задачу в первую очередь получить от сделки прибыль. Как мы знаем, не все продавцы действуют с кристальной честностью по отношению к своим потенциальным покупателям. В случае франчайзинга такими "нечестными" поступками могут быть скрытые условия, которые становятся очевидными только после покупки. Или же невыполнение своих обязательств. Как например, отсутствие какой-либо поддержки новоиспечённого франчайзи.
Но это лишь частности, которые обусловливают необходимость внимательнее относится к франчайзинговым предложениям. В основе же своей большинство видов франшизы подразумевают, что вы покупаете целый пакет услуг. В который входит и снабжение вас брендированными материалами, позволяющими не нарабатывать аудиторию покупателей с нуля, а пользоваться узнаваемостью бренда. Там же может быть частичное снабжение, помощь в подборе персонала, помещения, да и вообще полное сопровождение вашего бизнеса до выхода на чистую прибыль.
Конечно же нельзя забывать и об основных отличительных особенностях франчайзинга. Речь о суммах и выплатах владельцу основной фирмы – роялти и поушальном взносе.
Оба этих платежа стандартно прописываются в условиях, которые предлагает франчайзер. Но в последнее время всё больше и больше фирм, продающих свою франшизу стараются снизить эти платежи или вообще от них отказаться, зарабатывая на других условиях взаимодействия с франчайзи. Это связано с растущей конкуренцией среди предлагаемых франшиз.
Как бы то ни было, если вы остановили свой выбор на конкретном предложении, вам необходимо дополнительно и также внимательно обговаривать условия с владельцем.
Мы вкратце рассмотрели что собой представляет бизнес с нуля и франчайзинг. Теперь же перейдём к сравнительной части этих двух направлений.
Преимущества бизнеса с нуля над франшизой
- В первую очередь преимуществом будет ваша независимость. Кто бы что ни говорил, а франшиза, если мы говорим о средних и крупных вариантах, а не, например, покупке аппаратов с кофе или рекламных медиа-блоках, подразумевает ваше следование заранее установленным правилам. В вашем собственном бизнесе всё зависит только от вас – и возможности и ответственность.
- Не нужно заботиться об окончании контракта с франчайзером. Бизнес с нуля не может застопориться только из-за того, что упущено время выплаты владельцу бренда.
- Отсутствие собственно каких-либо паушальных взносов и роялти. Конечно же в бизнесе, особенно начальном, хватает и других затрат, но это явное преимущество.
- Выбор поставщиков и клиентов. Часто во франчайзинге, головной офис, чтобы снизить издержки и усилить влияние, прописывает правилом для своих франчайзи пользоваться услугами конкретных поставляющих товар фирм. Либо же может попасться условие, которое ограничит аудиторию потенциальных покупателей. Если вы занимаетесь собственным делом, то решать с кем работать будете тоже исключительно сами.
Недостатки
- Вас и ваших сотрудников никто не будет обучать по уже разработанной программе.
- В случае сложных ситуаций, а такие непременно будут на вашем пути, помощи от заинтересованных лиц можно не ждать. Проблема будет всегда только ваша.
- Нельзя получить рекомендации по развитию бизнеса. Во франчайзинге с этим проще, ведь головная фирма, как минимум, уже сама прошла этот путь.
Преимущества франшизы перед бизнесом с нуля
- Бренд уже имеет вес на рынке. А узнаваемость тоже имеет немалое значение для получения постоянной аудитории.
- Издержки на сырьё и расходные материалы почти всегда ниже. Ведь фирма, имеющая сеть франчайзи гарантированно закупает больше товара для производства, а значит имеет возможность получать хорошие скидки и предложения от поставщиков.
- Программа обучения и наставничество. У достаточно крупных фрачайзинговых компаний всегда имеется разработанная инструкция для своих новых партнёров. Да и помощь в проблемных ситуациях головной офис частично может взять на себя. Особенно это заметно с юридической стороны.
- Часто можно встретить специальных курсы для новых сотрудников вашей фирмы, которые проводит головной офис, имея с этого большую долю успеха всей сети.
Недостатки франшизы
- Периодические взносы в виде роялти.
- Правила и ограничения.
- Невозможность выбора среди поставщиков.
- Не всегда "честные" условия, либо же случаи невыполнения прямых обязанностей франчайзера.
Это основные различия, анализ которых поможет сделать вам правильный выбор. Стоит только ещё раз напомнить, что главное при этом – внимательность и аккуратность. Вам нужно взвесить все за и против, если вы раздумывайте над конкретной идеей, будь то начало предпринимательства, либо же покупка франшизы.
Источник: Кататлог франшиз businessmens.ru, http://wikipedia.org