Пандемия вынудила даже наиболее консервативно настроенных предпринимателей внедрить частично или полностью онлайн формат работы. Для тех, кто занимается торговлей, а также предлагает различные услуги, эффективным решением стало использование торговых платформ и площадок в интернете. Финансовая компания IDMSB (Группа IDF Eurasia) провела исследование с целью выяснить активность небольшого бизнеса в части перехода на онлайн каналы продаж. Для этого были опрошены свыше 5 000 индивидуальных предпринимателей и самозанятых по всей России, которые ранее осуществляли деятельность только офлайн.
Исследование показало, что если в апреле на работу онлайн перешли 52% ранее работавших офлайн, то в октябре их доля выросла до 88% (+36 п.п. за полгода). Остальные 12% продолжают работать офлайн. Среди вышеуказанных 88% почти половина (45%) сообщили, что используют комбинированный подход, размещаясь на бесплатных сервисах объявлений, крупных онлайн агрегаторах и в социальных сетях. Еще 35% работают только через соцсети, и по 10% только через бесплатные сервисы объявлений и крупные торговые платформы соответственно.
Наиболее популярной соцсетью для продажи различных товаров и услуг оказался Instagram, его используют 42% опрошенных. Еще 30% предпочитают "ВКонтакте", 18% – Facebook. И только 10% респондентов используют все вышеперечисленные соцсети одновременно. Подобное соотношение можно объяснить спецификой аудитории каждой из них.
Работа в онлайне предполагает использование соответствующих инструментов и методов продвижения товар или услуг в интернете, а также работу с отзывами клиентов. Однако соответствующие обязанности SMM-специалиста отдали на аутсорс только 28% опрошенных, остальные 72% занимаются этим самостоятельно.
Среди второй категории освоение таких навыков, как обработка фото, написание текстов, работа в рекламном кабинете, комментарийная работа с клиентами, включая обработку негатива, вызвали сложности у 42% респондентов. Остальные 58% заявили об отсутствии затруднений в этой части. При этом каждый четвертый (25%) так или иначе обращался за помощью к тем, кто лучше них разбирается в цифровых технологиях (родственники, знакомые и пр.).
Что касается возврата целиком к работе офлайн после завершения пандемии и снятия всех ограничительных мер, то сделать это намерены 20% респондентов. Еще 41% продолжат вести бизнес полностью онлайн, остальные 32% будут использовать смешанный подход. Оставшиеся 7% затруднились сформулировать ответ на этот вопрос.