Бьюти-рынок России последние годы показывает выдающиеся результаты и активно развивается. У нас появляется своя косметика, а начинающим косметологам есть где осваивать профессию и получать новые навыки. Рынок косметологии показывает такое развитие благодаря предпринимателям, которые создают образовательные программы, выпускают свои линейки косметики и внедряют инновационные технологии. Мы поговорили об этом с Наталией Баховец, кандидатом медицинских наук, врачом-физиотерапевтом, косметологом. Она основала компанию АЮНА и создала профессиональную косметику MESOMATRIX.

С чего вы начали путь в бизнесе и как давно вы этим занимаетесь?

Я прошла большой путь от мастера-косметолога, работающего непосредственно с клиентами, до владелицы разнопланового бьюти-бизнеса. В сфере косметологии я больше 30 лет. Моя компания АЮНА занимается разработкой и производством профессиональной косметики и средств для шугаринга с 1999 года.

Как ваша компания развивается сейчас?

Сегодня предприятие включает лабораторию и производство, где разрабатывается и выпускается профессиональная косметика MESOMATRIX: сыворотки, пилинги, кремы, средства для аппаратных процедур. Объемы постоянно растут, поэтому в индустриальном парке Санкт-Петербурга мы начинаем строительство собственной производственной площадки.

Также я развиваю Академию косметологии АЮНА, в которой можно получить профессию "косметик-эстетист" в любом возрасте и с разным базовым уровнем образования. А многочисленные семинары и вебинары помогают косметологам быть в современных трендах и постоянно повышать свою квалификацию.

Как к вам пришла идея основать учебный центр?

Наш динамичный рынок постоянно предлагает новые продукты и услуги. А это значит, что приходится обновлять знания. Учебной литературы по косметологии и сейчас немного, а в 2002 году, когда вышла моя первая книга "Красивая фигура: секреты аппаратной косметологии", я получила огромный отклик и благодарности за то, что удалось понятным и простым языком написать о сложных вещах и нюансах профессии. В то время я сосредоточилась на написании книг, методичек и записи обучающих видео. Впоследствии у меня появилась команда косметологов, экспертов в своем деле.

С какими сложностями вы столкнулись в начале? Были ли вы к ним готовы?

Управление и развитие бизнеса оказалось новой для меня, как для врача, территорией. Я получила качественное медицинское образование (1-й ЛМИ им. Акад. И.П. Павлова) и защитила кандидатскую диссертацию. Поэтому и в бизнесе использую свои базовые настройки  все сложности и решения перевожу на понятный для меня язык диагноза, прогноза и лечения.

За более чем 20 лет работы пройдены многие кризисы – 2008, 2014, 2020 и т.д. Несколько раз менялась продуктовая линейка, возникали новые направления – это нормально.

Как вы занимаетесь разработкой курсов? Вы привлекаете сторонних экспертов или делитесь своими знаниями?

Разработкой новых тем и курсов занимается команда. Преподаватели Академии АЮНА – ведущие эксперты-косметологи с богатым опытом преподавания, которые участвуют в международных конференциях и занимаются научно-практической деятельностью. Курсы основаны на базовых знаниях анатомии, физиологии, основ дерматологии для косметологов-эстетистов. Также мы постоянно добавляем новые методики и протоколы.

Почему вы решили выпускать свою косметику? Чем она отличается от тех продуктов, которые уже есть на рынке?

Косметика появилась как ответ на собственную потребность проводить аппаратные процедуры. Я столкнулась с тем, что для проведения микротоков, ионофореза, фонофореза нет удобных и разнообразных составов, усиливающих действие процедуры.

На простом геле для УЗИ невозможно достичь тех эффектов, которые возможны с полноценными и богатыми активными ингредиентами составами. А обычные кремы и сыворотки для аппаратных процедур чаще всего не подходят по составу. Поэтому в первую очередь была разработана линейка аппаратной косметики MESOMATRIX, которая подходит как для салонов, так и для домашних бьюти-гаджетов.

Как вы выбираете и внедряете новые процедуры и технологии в своей практике?

Первыми нашу продукцию попробовали и оценили косметологи. Мы регулярно участвуем в профессиональных выставках, в первую очередь, в ИНТЕРШАРМ в Москве. Именно оттуда – первые клиенты, партнеры и студенты.

Ценнейшая обратная связь от специалистов позволяет нам разрабатывать то, что будет востребовано на практике. Профессиональная косметика – это часть процедуры, часть услуги в салоне. Специалист никогда не возьмет "пустышку" или некачественный продукт для работы, так как от эффекта напрямую зависят его результаты, доходы и репутация. Мы гордимся тем, что косметика MESOMATRIX работает в салонах и клиниках косметологии.

Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке?

Как-то знакомый маркетолог мне сказал, что косметика – это "красный океан", то есть суперконкурентный рынок. Да, это так, и мы работаем дальше. Я не ставлю задачи "справиться с конкуренцией", я выстраиваю свое отношение к конкурентам и принимаю их вклад.

Рассматривать конкурентов как врагов, с которыми вы ведете постоянную борьбу, – ограниченный и не слишком продуктивный взгляд. Я смотрю на конкуренцию шире. Конкуренты не только хотят занять максимально большую долю рынка, но и вместе со мной создают его и выращивают, делают более оформленным и цивилизованным. Один уже прорекламировал услугу, с которой вы выходите на рынок, другой объяснил клиентам особенности нового продукта, тем самым подготовив почву для аналогичных товаров. Там, где есть конкуренция, появляются правила, удобные всем.

С какими сложностями как предприниматель вы сталкиваетесь сейчас и как с ними справляетесь?

Конечно же, череда вызовов последних лет добавила сложностей. Во время пандемии салоны надолго прекратили работу, и мы приняли решение провести свободное время с максимальной пользой. Для специалистов был устроен "МАРАФОН ЗНАНИЙ", бесплатные регулярные вебинары. Как минимум несколько новых процедур освоил каждый.

Сейчас мы испытываем сложности с поставками сырья и тары. Очень необычными и дорогими путями получаем новое оборудование для производства. Команда справляется и усиливается. Считаю, что санкции и другие сложности регулярно предоставляют нам качественный и бесплатный тим-билдинг.

Каким принципам вы следуете при управлении персоналом?

Первый принцип – никогда не считать своих сотрудников "персоналом". Моя задача – не просто взять сотрудника в штат, а встроить его в команду, сделать частью отлаженной бизнес-семьи. Люди у нас остаются надолго, переходят по ступенькам карьерной лестницы или осваивают новое направление, но остаются в рамках компании. Ядро, те, кто со мной больше 15 лет, постоянно учатся и уже много раз сменили тип деятельности.

Главное, на что я обращаю внимание при найме нового сотрудника, – его проактивность, или активная жизненная позиция. Инициативен ли, самостоятелен? Способен ли брать на себя ответственность за результат своей работы? Задает ли вопросы, советуется ли с коллегами, стремится ли вникнуть в процессы, касающиеся непосредственно его? Специфика моего бизнеса требует от команды узких знаний в сфере косметологии. Мы обучаем этому сотрудников. А вот личным качествам обучить не получится.

Как вы думаете, как будет развиваться косметологическая сфера в РФ в ближайшие годы? Есть ли у вас прогнозы?

Существует несколько заметных трендов:

  1. Четкое разделение медицинской и эстетической косметологии.
  2. Внедрение дорогих аппаратных процедур не столько для результатов (тема отдельного разговора), сколько для противодействия рынку самозанятых мастеров.
  3. Усиливается регуляция оборота косметики (ждем систему "честный знак"), оборота медицинских препаратов и аппаратов. Для потребителей это значит, что будет все прозрачнее, но и значительно дороже.

В целом, косметология и рынок косметики чувствуют себя хорошо. Российские бренды быстро и эффективно замещают ушедших в связи с санкциями производителей. Мы не только учим, но и быстро учимся сами.

Какой совет вы бы дали начинающим предпринимателям в сфере косметологии?

Не бойтесь начинать, дорогу осилит идущий. Только на практике становится понятно, что такое бизнес и какое место в этом бизнесе вы на самом деле хотите занимать. В своей книге "Твой бьюти-бизнес" я делюсь советами и рекомендациями, которые уже не раз помогли как начинающим косметологам, так и опытным специалистам выйти в "самостоятельное плавание" и ускорить создание собственного бизнеса, избежать многих ошибок и стать устойчивым и осознанным руководителем своего предприятия.

ЭКСПЕРТ

Наталия Баховец – кандидат медицинских наук , врач-физиотерапевт, косметолог. Создатель компании АЮНА и профессиональной косметики MESOMATRIX