Бьюти-рынок России последние годы показывает выдающиеся результаты и активно развивается. У нас появляется своя косметика, а начинающим косметологам есть где осваивать профессию и получать новые навыки. Рынок косметологии показывает такое развитие благодаря предпринимателям, которые создают образовательные программы, выпускают свои линейки косметики и внедряют инновационные технологии. Мы поговорили об этом с Наталией Баховец, кандидатом медицинских наук, врачом-физиотерапевтом, косметологом. Она основала компанию АЮНА и создала профессиональную косметику MESOMATRIX.
С чего вы начали путь в бизнесе и как давно вы этим занимаетесь?
Я прошла большой путь от мастера-косметолога, работающего непосредственно с клиентами, до владелицы разнопланового бьюти-бизнеса. В сфере косметологии я больше 30 лет. Моя компания АЮНА занимается разработкой и производством профессиональной косметики и средств для шугаринга с 1999 года.
Как ваша компания развивается сейчас?
Сегодня предприятие включает лабораторию и производство, где разрабатывается и выпускается профессиональная косметика MESOMATRIX: сыворотки, пилинги, кремы, средства для аппаратных процедур. Объемы постоянно растут, поэтому в индустриальном парке Санкт-Петербурга мы начинаем строительство собственной производственной площадки.
Также я развиваю Академию косметологии АЮНА, в которой можно получить профессию "косметик-эстетист" в любом возрасте и с разным базовым уровнем образования. А многочисленные семинары и вебинары помогают косметологам быть в современных трендах и постоянно повышать свою квалификацию.
Как к вам пришла идея основать учебный центр?
Наш динамичный рынок постоянно предлагает новые продукты и услуги. А это значит, что приходится обновлять знания. Учебной литературы по косметологии и сейчас немного, а в 2002 году, когда вышла моя первая книга "Красивая фигура: секреты аппаратной косметологии", я получила огромный отклик и благодарности за то, что удалось понятным и простым языком написать о сложных вещах и нюансах профессии. В то время я сосредоточилась на написании книг, методичек и записи обучающих видео. Впоследствии у меня появилась команда косметологов, экспертов в своем деле.
С какими сложностями вы столкнулись в начале? Были ли вы к ним готовы?
Управление и развитие бизнеса оказалось новой для меня, как для врача, территорией. Я получила качественное медицинское образование (1-й ЛМИ им. Акад. И.П. Павлова) и защитила кандидатскую диссертацию. Поэтому и в бизнесе использую свои базовые настройки все сложности и решения перевожу на понятный для меня язык диагноза, прогноза и лечения.
За более чем 20 лет работы пройдены многие кризисы – 2008, 2014, 2020 и т.д. Несколько раз менялась продуктовая линейка, возникали новые направления – это нормально.
Как вы занимаетесь разработкой курсов? Вы привлекаете сторонних экспертов или делитесь своими знаниями?
Разработкой новых тем и курсов занимается команда. Преподаватели Академии АЮНА – ведущие эксперты-косметологи с богатым опытом преподавания, которые участвуют в международных конференциях и занимаются научно-практической деятельностью. Курсы основаны на базовых знаниях анатомии, физиологии, основ дерматологии для косметологов-эстетистов. Также мы постоянно добавляем новые методики и протоколы.
Почему вы решили выпускать свою косметику? Чем она отличается от тех продуктов, которые уже есть на рынке?
Косметика появилась как ответ на собственную потребность проводить аппаратные процедуры. Я столкнулась с тем, что для проведения микротоков, ионофореза, фонофореза нет удобных и разнообразных составов, усиливающих действие процедуры.
На простом геле для УЗИ невозможно достичь тех эффектов, которые возможны с полноценными и богатыми активными ингредиентами составами. А обычные кремы и сыворотки для аппаратных процедур чаще всего не подходят по составу. Поэтому в первую очередь была разработана линейка аппаратной косметики MESOMATRIX, которая подходит как для салонов, так и для домашних бьюти-гаджетов.
Как вы выбираете и внедряете новые процедуры и технологии в своей практике?
Первыми нашу продукцию попробовали и оценили косметологи. Мы регулярно участвуем в профессиональных выставках, в первую очередь, в ИНТЕРШАРМ в Москве. Именно оттуда – первые клиенты, партнеры и студенты.
Ценнейшая обратная связь от специалистов позволяет нам разрабатывать то, что будет востребовано на практике. Профессиональная косметика – это часть процедуры, часть услуги в салоне. Специалист никогда не возьмет "пустышку" или некачественный продукт для работы, так как от эффекта напрямую зависят его результаты, доходы и репутация. Мы гордимся тем, что косметика MESOMATRIX работает в салонах и клиниках косметологии.
Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке?
Как-то знакомый маркетолог мне сказал, что косметика – это "красный океан", то есть суперконкурентный рынок. Да, это так, и мы работаем дальше. Я не ставлю задачи "справиться с конкуренцией", я выстраиваю свое отношение к конкурентам и принимаю их вклад.
Рассматривать конкурентов как врагов, с которыми вы ведете постоянную борьбу, – ограниченный и не слишком продуктивный взгляд. Я смотрю на конкуренцию шире. Конкуренты не только хотят занять максимально большую долю рынка, но и вместе со мной создают его и выращивают, делают более оформленным и цивилизованным. Один уже прорекламировал услугу, с которой вы выходите на рынок, другой объяснил клиентам особенности нового продукта, тем самым подготовив почву для аналогичных товаров. Там, где есть конкуренция, появляются правила, удобные всем.
С какими сложностями как предприниматель вы сталкиваетесь сейчас и как с ними справляетесь?
Конечно же, череда вызовов последних лет добавила сложностей. Во время пандемии салоны надолго прекратили работу, и мы приняли решение провести свободное время с максимальной пользой. Для специалистов был устроен "МАРАФОН ЗНАНИЙ", бесплатные регулярные вебинары. Как минимум несколько новых процедур освоил каждый.
Сейчас мы испытываем сложности с поставками сырья и тары. Очень необычными и дорогими путями получаем новое оборудование для производства. Команда справляется и усиливается. Считаю, что санкции и другие сложности регулярно предоставляют нам качественный и бесплатный тим-билдинг.
Каким принципам вы следуете при управлении персоналом?
Первый принцип – никогда не считать своих сотрудников "персоналом". Моя задача – не просто взять сотрудника в штат, а встроить его в команду, сделать частью отлаженной бизнес-семьи. Люди у нас остаются надолго, переходят по ступенькам карьерной лестницы или осваивают новое направление, но остаются в рамках компании. Ядро, те, кто со мной больше 15 лет, постоянно учатся и уже много раз сменили тип деятельности.
Главное, на что я обращаю внимание при найме нового сотрудника, – его проактивность, или активная жизненная позиция. Инициативен ли, самостоятелен? Способен ли брать на себя ответственность за результат своей работы? Задает ли вопросы, советуется ли с коллегами, стремится ли вникнуть в процессы, касающиеся непосредственно его? Специфика моего бизнеса требует от команды узких знаний в сфере косметологии. Мы обучаем этому сотрудников. А вот личным качествам обучить не получится.
Как вы думаете, как будет развиваться косметологическая сфера в РФ в ближайшие годы? Есть ли у вас прогнозы?
Существует несколько заметных трендов:
- Четкое разделение медицинской и эстетической косметологии.
- Внедрение дорогих аппаратных процедур не столько для результатов (тема отдельного разговора), сколько для противодействия рынку самозанятых мастеров.
- Усиливается регуляция оборота косметики (ждем систему "честный знак"), оборота медицинских препаратов и аппаратов. Для потребителей это значит, что будет все прозрачнее, но и значительно дороже.
В целом, косметология и рынок косметики чувствуют себя хорошо. Российские бренды быстро и эффективно замещают ушедших в связи с санкциями производителей. Мы не только учим, но и быстро учимся сами.
Какой совет вы бы дали начинающим предпринимателям в сфере косметологии?
Не бойтесь начинать, дорогу осилит идущий. Только на практике становится понятно, что такое бизнес и какое место в этом бизнесе вы на самом деле хотите занимать. В своей книге "Твой бьюти-бизнес" я делюсь советами и рекомендациями, которые уже не раз помогли как начинающим косметологам, так и опытным специалистам выйти в "самостоятельное плавание" и ускорить создание собственного бизнеса, избежать многих ошибок и стать устойчивым и осознанным руководителем своего предприятия.
ЭКСПЕРТ
Наталия Баховец – кандидат медицинских наук , врач-физиотерапевт, косметолог. Создатель компании АЮНА и профессиональной косметики MESOMATRIX