Юлия Бушуева – эксперт в области воспитания детей, руководитель  образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp. Она рассказала нам о своей работе и поделилась рекомендациями по эффективному взаимодействию с детьми.

Юлия Бушуева – эксперт в области воспитания детей

Как вы стали экспертом в области воспитания детей?

– Экспертами становятся люди, которые имеют специальное образование в той области, где они демонстрируют свои знания и умения. У них есть значительный опыт работы в этой сфере и успешные кейсы, подтверждающие, что их экспертиза действительно приносит результаты. Именно таким путём я стала экспертом.

Сначала получила специальное образование – я социальный педагог. Затем накопила большой опыт – более 20 лет работы с детьми, подростками и родителями. Особенно интенсивно работаю последние 5 лет, консультируя людей. Результаты моей работы подтверждают мою экспертизу, и поэтому я могу назвать себя экспертом в своей области.

Что вам больше всего нравится в вашей работе?

– Больше всего в работе мне нравится процесс создания образовательных программ для подростков, включая творческие и развивающие. Это основной смысл нашей деятельности и наш продукт. Создание программ – это творческий процесс, в котором участвует вся команда и который может занимать разное время, от месяца до года.

Примеры синергии в нашей работе: недавно мы объединили лидерство и театральное искусство, продемонстрировав, как можно сочетать, казалось бы, несовместимые элементы. Это показало, что лидерство включает в себя много граней и оттенков, которые могут быть проявлены по-разному.

Вы много общаетесь с детьми и подростками. Как находите к ним подход?

– Наверное, здесь всё действительно просто. Главное – это доверие и общение на равных, а также принятие того видения мира, которое транслирует ребёнок. Без осуждения, без комментариев и без навязывания своего мнения о том, как правильно. Важно искренне интересоваться тем, что увлекает ребёнка. Например, он рассказывает, что смотрит видео, а ты искренне спрашиваешь: "А кто такой Дима Масленников? Я не знаю, кто это". Ты открыт и честен в своих вопросах, выстраиваешь общение на равных и не отвергаешь мнение ребёнка, как бы оно ни отличалось от твоего.

Когда удаётся установить этот доверительный контакт, появляется возможность общаться и на более серьёзные темы. Ты можешь обсудить, почему тебе что-то нравится или не нравится, но прежде всего нужно принимать то, что важно для ребёнка – будь то ролики, которые он смотрит, или его личное мнение. Это очень важно, ведь это их собственное восприятие, и со временем они сами разберутся в том, что правильно, а что – нет.

Как выстроить эффективное взаимодействие с детьми разного возраста? Какие методы и подходы наиболее результативны?

– Для детей 10–13 лет игра является ключевым способом взаимодействия и развития. Важно активно участвовать в настольных и подвижных играх, а также посещать мероприятия и форумы. Даже компьютерные игры могут быть полезными, если это стратегические варианты.

С 14 лет общение становится важнее. Нужно разговаривать, проявлять интерес к увлечениям подростка и поддерживать его мнение, при этом устанавливая разумные пределы, ограничивая, например, время за компьютером или прогулки.

В подростковом возрасте важно поддерживать самоидентификацию. Родители могут помочь, обсуждая уникальные качества ребёнка, что способствует его самосознанию и укрепляет связь между родителями и подростком.

Юлия Бушуева – эксперт в области воспитания детей

Наблюдая за детьми со стороны, какой совет по эффективному взаимодействию с ними вы могли бы дать родителям?

– Общайтесь со своими детьми. Это самый простой и эффективный способ построить здоровые, экологичные отношения. Говорите с ними, хвалите их за достижения, даже если они не всегда значительные. Принимайте разные точки зрения детей и давайте им возможность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Этот подход помогает детям почувствовать себя уверенными и поддержанными, что важно для их развития и самооценки.

С какими сложностями при работе с детьми вы сталкиваетесь?

– Самая большая сложность, с которой мы сталкиваемся, часто озвучивается родителями, но на самом деле отражает состояние детей. Фраза "Мой ребёнок вообще ничего не хочет" – это лишь верхушка айсберга. За этими словами скрывается гораздо больше.

Действительно, иногда ребёнок приезжает безо всякого желания что-либо делать. Но если начать постепенно, шаг за шагом расспрашивать его, становится ясно, что в основе этого отказа лежит то, что родители не принимают желания ребёнка. Родители часто говорят: "Зачем тебе это? Не делай это, это тебе не нужно, не дружи с этими людьми" и так далее. В результате ребёнок замыкается в себе, чувствует, что его желания неважны, и, естественно, проявляет безразличие. Родители же видят это как "мой ребёнок ничего не хочет".

Но на самом деле так не бывает – все мы чего-то хотим. Важно помочь ребёнку выразить свои желания, поговорить о них. И здесь начинается самая сложная работа – найти ключик к сердцу ребёнка, чтобы он начал говорить. Ведь у него всё же есть какие-то желания, какие-то интересы, которые он скрывает, потому что не чувствует поддержки от близких. И ему обязательно нужно прожить эти желания, эти истории.

Поэтому если говорить о сложностях в работе с детьми, то самая большая сложность – это не работа с детьми, а работа со взрослыми, потому что дети уже пропитаны установками, которые им передали взрослые. Так что эта работа требует усилий с обеих сторон.

Как вы определяете мудрое родительство? Какие основные принципы вы бы выделили?

– Мудрое родительство – это искусство быть одновременно требовательным и поддерживающим родителем. Такие родители устанавливают высокие стандарты, но при этом заботливы и отзывчивы. Они проявляют уважение к своим детям как к независимым и разумным существам. Это то, к чему мы все должны стремиться на нашем родительском пути.

Мудрые родители точно понимают психологические потребности своих детей. Они знают, что детям нужны любовь, ограничения и свобода действий, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Авторитет таких родителей основан не на силе, а на знаниях и мудрости. Мудрое воспитание поощряет детей подражать своим родителям, видеть в них авторитет и лидеров.

Например, мой сын часто говорит мне: "Мама, я горжусь тобой. Мама, многие  друзья мне завидуют, потому что у меня такая мама". Это и есть отражение мудрого родительства, когда дети восхищаются своими родителями и стремятся быть похожими на них.

Юлия Бушуева. Руководитель образовательного проекта Batyrev.Camp.

– Какие есть общие проблемы с социализацией детей и как взрослые могут помочь в их решении?

Основные проблемы социализации включают общение со сверстниками, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и самопознание.

Важно создавать возможности для общения, отправляя ребёнка на форумы и мероприятия, чтобы он мог легче справляться с трудностями. Поддержка близких, включая приятные слова и совместное времяпрепровождение, помогает справиться с одиночеством и низкой самооценкой.

Родители должны делиться своими историями, чтобы укрепить доверие и показать, что трудности – это нормально. Поддержка в самопознании может включать комплименты, консультации с психотерапевтом и нахождение наставника. Эти вопросы решаются активным общением и поддержкой близких.

Как современные технологии влияют на воспитание и развитие детей? Какие есть позитивные и негативные аспекты?

– В современном мире мы наблюдаем, как подрастает первое поколение детей, которые буквально родились с гаджетом в руках. Эти дети не знают и не представляют, каково это было – жить без смартфонов. Естественно, это оказывает значительное влияние на их воспитание и развитие.

Дети становятся зависимыми от этих устройств, но и взрослые тоже. Мы привыкли к тому, что всегда можем позвонить своему ребёнку, узнать, где он находится, и быть уверенными в его безопасности. Удобство, которое предоставляют технологии, создаёт иллюзию постоянного контроля и защищённости как для родителей, так и для детей. Благодаря приложениям мы можем отслеживать местоположение ребёнка, его действия и даже то, как он использует банковскую карту.

С появлением мобильных телефонов родительский контроль усилился. Теперь родители могут контролировать каждый шаг и передвижение своего ребёнка. Но с этим приходит и другая сторона медали: дети становятся менее самостоятельными и менее склонными к исследовательской деятельности. Им уже не нужно идти и искать решения своих проблем, ведь все можно уладить одним звонком или кликом. Это сужает их естественный интерес к исследованию мира, поиску новых знаний и пониманию причинно-следственных связей.

С другой стороны, огромный поток доступной информации может как негативно, так и позитивно сказаться на воспитании детей. Если в семье выстроены доверительные отношения и ребёнку объяснены базовые принципы морали, то он будет использовать гаджеты для развития, обучения и самосовершенствования. Он будет вести дневник, записывать свои мысли, слушать подкасты и читать полезные материалы.

Таким образом, влияние технологий на детей во многом зависит от того, как эти технологии используются в семье. Если ребёнок видит, что родители применяют их для саморазвития, он будет следовать их примеру. Но если он наблюдает, что взрослые используют гаджеты только для развлечения, это может негативно сказаться на его развитии и интересе к чему-либо новому. Поэтому важно, чтобы родители показывали позитивные примеры использования технологий и объясняли детям, как их можно применять для достижения целей и развития.

Какие проблемы и вызовы возникают в воспитании детей в современном обществе? Как с ними справляться?

– Воспитание детей, несмотря на кажущуюся простоту, на самом деле представляет собой сложную задачу. Одним из самых серьёзных вызовов сегодня является чрезмерная занятость родителей. В среднестатистической семье и мама, и папа обычно заняты работой, которая приносит разные эмоции и требует много времени. В итоге у родителей не хватает времени друг на друга и на организацию семейного досуга.

Однако я считаю, что здесь можно использовать подход, который мы, взрослые, применяем на работе, – планирование. У нас есть расписание встреч и задач на работе, так почему бы не включить в наш планинг и семейные активности? Например, можно записать, что каждую субботу с 17.00 до 21.00 семья гуляет по ВДНХ, а в следующую субботу идёт в павильон или в парк Горького. Почему бы не сделать это привычной частью семейной жизни?

Это нормальная практика – планировать не только рабочие задачи, но и семейные мероприятия. Это может стать новой семейной традицией, когда каждая суббота или даже каждая вторая суббота будет посвящена прогулкам и посещению интересных мест. Их огромное количество, и такие совместные мероприятия укрепляют семейные связи.

Важно, чтобы взрослые не стеснялись применять в своей семейной жизни методы, которые они используют на работе. Да, семья – это тоже работа, и это нормально. Это работа, которая требует внимания, планирования и усилий, но она приносит огромное удовлетворение, ведь именно в семье нас любят и поддерживают.

ЭКСПЕРТ

Юлия Бушуева. Эксперт в области воспитания детей, руководитель  образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp.