Девелопмент в нашей стране активно развивается, что способствует появлению новых объектов недвижимости, которые предлагают всё более комфортные условия для людей. Чтобы узнать больше об этой сфере и работе девелоперов, мы поговорили с Сергеем Разуваевым, директором консалтингового агентства GMK, консультантом девелоперов федерального масштаба: работал с проектами лидеров рынка в России, странах СНГ, ОАЭ. 

Как и когда вы начали свой путь в девелопменте?

Мы заключили первый контракт с девелоперской компанией в мае 2005 года. Это была компания "Партнер Инвест", которая впоследствии стала "Брусникой" (имя, которое мы ей передали). Мы проработали с ней 10 лет, помогали выходить на регионы и масштабироваться.

 

Какие трудности были в начале работы? Были ли вы готовы к ним?

Когда мы начинали консультировать девелоперов, рынок был совсем другим. В тот период ипотека имела другой формат и другие масштабы. Исходя из этого, потребительские предпочтения, логика продвижения продукта, оформление строительства, сам продукт были иными.

Девелоперов с натяжкой можно было назвать девелоперами. Они больше были застройщиками, которые осваивали средства, возводили объекты. По сути они только оформляли сделки, даже не продавали. 

 

С какими трудностями в работе с девелоперами вы сталкиваетесь в сегодняшних реалиях рынка недвижимости?

Главная сложность для девелопера сейчас – непредсказуемость ситуации. Речь идёт о том, что за последние 10 лет мы пережили много потрясений: санкции, ковид и другие сложности, а совсем скоро отменят льготную ипотеку. Из-за частых изменений появляются постоянные вызовы, при этом запрос потребителя растёт, требования к продукту и конкуренция тоже возрастают. 

 

Вы работаете с ведущими компаниями России, стран СНГ и ОАЭ. Чем отличается подход к разработке девелоперских проектов в этих странах? 

Девелоперский бизнес одинаков в России, Казахстане и даже в ОАЭ. Да, есть изменения в законодательной базе, готовности, цене. Но везде людей объединяет одно и то же – наличие собственного жилья является залогом счастья для людей.

Если говорить о квартирографии, в Казахстане двухкомнатных квартир больше, чем однокомнатных. При этом в России больше однокомнатного жилья. Можно сказать, что нюансы есть, но глобально никакой разницы нет.

Какие знания, полученные при работе с зарубежными компаниями, вы используете для развития местных проектов?

Девелоперские компании за пределами России научили нас отшлифовывать те инструменты, которые мы создавали или находили в России. Мы смотрим, как эти инструменты работают за пределами нашей страны, как и какой продукт пользуется спросом. Мы консультируем наших зарубежных коллег и передаём им технологии, которые наработали здесь. Видя, как они используются за рубежом, мы улучшаем их для работы над местными проектами.

 

Что вы можете посоветовать людям, которые находятся в поисках недвижимости?

Людям в поисках недвижимости для жилья я бы посоветовал грамотно выбирать место жительства. Жильё – это программатор жизни, потому что окружающая среда влияет на её качество и формирует определённые сценарии. Поэтому в выборе недвижимости не должно быть компромиссов. Это должна быть квартира, которая нравится вам и которая будет положительно влиять на жизнь вашей семьи.

 

А какие советы вы можете дать тем, кто только начинает свой путь в девелопменте?

Моя рекомендация тем, кто хочет построить свой девелоперский проект или зайти в девелопмент заключается в том, что выгоднее работать вдолгую. Нужно развивать бизнес системно и смотреть на него в долгосрочной перспективе.

 

Какие тренды в отрасли недвижимости вы можете выделить?

Сейчас очень много трендов, которые касаются недвижимости. Люди смотрят на продукт как на программатор жизни, они знают, чего хотят и что ожидают от продукта. Обычно они уже пожили в нескольких квартирах и развили насмотренность, сформировали ряд требований к проекту и хотят социальную среду, а также работу сервисной компании. Это и есть основной тренд в девелопменте – предлагать максимально комфортные условия для жизни.

Как рынок недвижимости в России будет развиваться в ближайшие годы? Есть ли у вас какие-либо прогнозы?

В ближайшие 3–5 лет рынок ждёт устойчивое развитие и рост, а продукт будет только улучшаться. Конечно, не обойдётся без сложностей, но в целом у меня достаточно позитивные ожидания.

 

ЭКСПЕРТ

Сергей Разуваев. Директор консалтингового агентства GMK. Консультант девелоперов федерального масштаба: работал с проектами лидеров рынка в России, странах СНГ, ОАЭ. 

*Сервис Instagram принадлежит признанной экстремистской и запрещённой в стране компании Meta.