Скоро исполнится два года с того момента, как в китайском Ухане невидимый невооруженным глазом враг объявил войну человечеству. Несмотря на беспрецедентную мобилизацию оборонительных санитарно-эпидемиологических систем всего мира, контратакующие мозговые штурмы со стороны лучших медицинских научных центров и работающий на износ тыл в лице фармацевтической промышленности, пока справиться с вторжением не получается. Это связано с тем, что коварный агрессор все время меняет обличье и направление атаки. Мировая биологическая война с COVID-19 уже унесла миллионы жизней, сотни миллионов пострадали в той или иной степени.
Беда заставила нас задуматься об экзистенциальных ценностях бытия и понять, что главной ценностью бытия является сама жизнь. Причем не просто факт физического существования, но и его качество. Всемирная Организация Здравоохранения определяет качество жизни как восприятие индивидами их положения в соответствии с физическими, социальными и эмоциональными факторами. Фокусом современной медицины становится не только лечение болезни, но и поддержание здоровья в широком смысле. Это уже не просто отрасль из сферы услуг, оказывающая помощь людям, испытывающим проблемы со своим физическим или психическим состоянием, а гарант социального благополучия и высокого качества жизни.
Сейчас общепринятой в мире бизнеса становится ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) – концепция управления, построенная на вовлечении бизнеса в решение экологических и социальных проблем. При этом у нас делают упор на первую букву этой аббревиатуры, символизирующую защиту окружающей среды. Как человека, который занимался экологическими проблемами задолго до того, как Организация Объединенных Наций сформулировала цели устойчивого развития, а модель ESGстала трендом, меня это не может не радовать. Однако не надо забывать, что "S" в этой формуле является не менее важной буквой.
Я разделяю принципы ценностно-ориентированного здравоохранения (Value Based Health Care), которыепобуждают уделять внимание не количеству, а качеству оказываемых услуг. Когда семь лет назад мы начиналипроект "Медскан" как сеть современных диагностических центров, для меня приоритетной задачей являлось внедрение передовых протоколов и оборудования, трансфер зарубежных технологий, знаний и компетенций - в сочетании с достижениями отечественной медицинской науки и практики, разумеется.
Это важнейший аспект, технологический фундамент оказания качественной медицинской помощи. Однако затем я познакомился с трудами выдающегося психиатра, антрополога и теоретика здравоохранения Артура Клейнмана. Согласно его мировоззрению, основанному на десятилетиях работы в разных странах мира, во главе угла должно стоять понятие "caregiving", то есть "забота". Как-то в ходе публичного диспута с коллегами он бросил в сердцах фразу, которая заставила меня задуматься: "Современные клиницисты настолько увязли в технологиях и их эффективном использовании, что забывают о той роли, которую играет сама медицинская помощь!".
Если честно, мне не очень нравится модный, но искусственный термин "пациентоориентированность", который отдает бизнес-казенщиной и вызывает ассоциации с "клиентоориентированностью". Со своей стороны, предложил бы в реализации нашей благородной миссии использовать словосочетание "гуманистический подход". Золотое правило, которым должны руководствоваться медицинские работники: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Для этого необходимо взаимодействие с человеком как с субъектом для диалога и совместных усилий. Надо видеть в нем личность, а не объект для манипуляций и клиента, приносящего деньги в кассу.
Для меня ключевое слово, которое должно определять отношения между врачом и пациентом – "достоинство". Мы должны уважать личность и индивидуальные потребности тех, кто приходит со своей бедой. Причем здесь важны не только кадры, которые, разумеется, решают все (в этом вопросе с автором крылатой фразы не поспоришь). Не меньшее значение имеют комфортные, создающие позитивный психологический настрой условия и внешние атрибуты - от дизайна архитектурных пространств и помещений, цвета стен и удобства стульев до качества питания в стационаре. Эта концепция называется "исцеляющая среда".
В развитых странах медицинские учреждения являются основой социального обслуживания, той самой заботы. Ведь с медиками каждый без исключения человек взаимодействует на протяжении всей жизни, от момента рождения до самой смерти. Поэтому я вижу для себя сверхзадачу в том, чтобы наша сеть стала социальным медиатором и экосистемой, которая будет не только предоставлять медицинские услуги, но и оказывать разнообразную помощь населению, привлекая к этому волонтерские организации.
В настоящее время мы вместе с волонтерским проектом "Белая трость" работаем над созданием международного движения "Экстрабилити – новые способности". "Белая трость" уже 10 лет реализует уникальный социальный эксперимент, в ходе которого его участники – незрячие и слабовидящие люди, а также люди, имеющие другие виды инвалидности – приобретают незаменимый опыт позитивного отношения к жизни и полноценного взаимодействия с окружающим миром. Движение помогает им найти место в жизни, обрести достойную работу, реализовать способности и таланты и принести пользу обществу. Один из самых известных проектов "Белой трости" - регаты и экспедиции для людей с инвалидностью "Паруса духа", которые проводятся в разных регионах мира.
Наша совместная задача – не просто материально помочь людям, чьи физические возможности ограничены из-за травмы или болезни, но и изменить отношение к ним со стороны общества. Надо перестать относиться к инвалидам как больным и ущербным, которых следует лечить для галочки или перечислять деньги для очистки совести. Зачастую способности этих людей - как в плане интеллекта, так и практических трудовых навыков - гораздо выше, чем у тех, у кого все замечательно со зрением, слухом или опорно-двигательным аппаратом.
Миссией "Экстрабилити – новые способности" станет создание экосистемы для активного вовлечения представителей различных социальных групп в инклюзивное общение, изменяющее отношения общества к возможностям людей с инвалидностью. Его сверхзадача – пересмотреть отношение тем, кого несправедливо называют людьми с "ограниченными возможностями". Мы как раз понимаем, что благодаря ограничениям у человека появляются шансы и перспективы для реализации тех возможностей, о которых он раньше и не подозревал. Новая культура экстрабилити должна побудить нас изменить, в том числе, привычную терминологию. К примеру, слово "инвалид", которое в переводе с латыни означает "немощный", практически изжило себя.
Евгений Туголуков, основатель группы медицинских компаний "Медскан", председатель комитета Государственной Думы по экологии и природным ресурсам в 2007-2011 гг.