Дэвид Ли Страсберг – продолжатель традиции своего отца главного педагога по актёрскому мастерству в Голливуде – Ли Страсбега. Он разработал свой актерский метод, основанный на системе Станиславского. В разные годы сперва у отца, а затем у сына учились звёзды мирового кинематографа: Мэрилин Монро, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Пол Ньюман, Алек Болдуин, Анджелина Джоли, Скарлетт Йоханссон и другие не менее известные актёры.
В Москве в стенах культурного центра Logos Дэвид провёл серию мастер-классов для российских актёров. Страсберг планирует ещё не раз посетить Москву, ведь здесь открылся филиал его школы.
Страсберг считал своим долгом приехать в Россию, чтобы исправить несправедливость. Ведь его отец ездил по всему миру, читал лекции, и обычно брал сына с собой, а вот, когда поехал в Москву – оставил дома.
– Пришло время исправить ошибку, – улыбаясь, поделился со мной Дэвид.
Дэвиду очень понравилось в Москве. Правда, он считает, что все большие города похожи. И нью-йоркцы не отличаются от москвичей.
– Такие же серьёзные лица, как будто никто не поверит им, что они серьёзные люди, если у них не будет такого выражения лица, все всегда напряжены, – сказал Дэвид и посмотрев на меня добавил, – вот у вас одно плечо выше другого, знаете, почему?
– Потому на этом плече у меня сумка? – предположила я.
– Мы всегда ищем отговорки и оправдываем себя, – ухмыльнулся Страсберг. – На самом деле, потому что вы напрягаете его. Вам, чтобы стоять нужно напрягать только ноги, а вы зачем-то напрягаете и другие части тела. Не переживайте, большинство людей так делает.
Я попыталась опустить плечо, в итоге оно перекос получился ещё сильнее:
– Так, как же научиться расслабляться?
– Это первое, чему я учу на своих занятиях, – объяснил Дэвид. – И это самое сложное. На это уходит много времени, у некоторых годы. Я часто тренируюсь в машине. Пока я веду, я пытаюсь нажимать на педаль стопой, при этом не напрягая саму ногу. Это довольно сложно. Попробуйте как-нибудь. Нужно научиться понимать, где вам действительно нужно приложить силы, чтобы, например, вести машину или стоять, а где сила не нужна, и она даёт лишь мышечный спазм. Вам нужно научиться фиксировать напряжение: "Ага! Вот сейчас у меня напряжены руки! А зачем мне энергия в руках? Я же просто иду по улице". Потом вы сможете её сбрасывать и перенаправлять. Вам нужно понять, каково это, когда вы расслаблены – физически и психологически, вам поначалу не понравится это чувство, вам будет казаться, что вы беззащитны, словно с вас сняли все маски. Маски нужны в жизни, от них не надо совсем избавляться, но нужно уметь их снимать, носить их постоянно довольно изнурительно.
В общем, то, чему учит Страсберг, будет полезно не только актёрам, но и вообще всем людям.
На занятия к Страсбергку приходят самые разные люди – как новички, так и мэтры, и все они сидят в одном классе. Отец научил Страсберга никому не давать поблажек, поэтому в классе для Дэвида все равны.
– Неужели, вы будете одинаково относится к Мэрил Стрип и ко мне? – удивилась я.
– Да. Чтобы вы понимали, расскажу вам историю, – сказал Страсберг. – В 1956 году к отцу пришла Мэрилин Монро и попросила его учить её. Она тогда разорвала свой контракт со студией. Это было что-то! Никто ничего подобного раньше не делал, тем более актриса. И вот Мэрилин специально приезжает в Нью-Йорк к моему отцу, а он ей, звезде, отказывает. Монро явно не была готова к такому повороту событий: "Почему нет?" Папа ей спокойно объяснил: "Потому что ты всегда опаздываешь. А люди, которые опаздывают, не уважают себя и тех, с кем они будут работать. У меня такого не может быть в классе“. На что Мерилин возразила: "Я психологически не могу приходить вовремя“. Отец посоветовал ей приходить раньше. И она стала. Монро порой приходила за три часа до начала. Иногда даже оставалась ночевать у нас дома, в комнате моей сестры Сьюзан, чтобы проснуться и сразу идти на занятие.
Ко всем своим ученикам Страсберг относится как к детям, поэтому говорить о них не любит:
– Мои занятия похожи на сессии у психотерапевта. Я не могу раскрывать их секретов.
Хотя сам Дэвид Страсберг не стал раскрывать своих секретов, актёр Дмитрий Головин (мюзиклы "Ромео и Джульетта", "CATS", "Mamma Mia!") рассказал о своём опыте обучения. Он учился во многих школах мира, но Method Acting School стала для него особенной, он узнал много нового о себе.
1. Расслабление
"Помню, когда Дэвид меня впервые попросил расслабиться, я ему тут же ответил, что уже расслаблен. Но Дэвид мне не поверил и попросил опустить плечи и выдохнуть воздух, я тут же сдулся, как воздушный шарик. И мне так не понравилось это ощущение, я тут же вернулся в прежнее положение. Когда ты открыт, ты словно как ребёнок. А я же мужчина, передо мной тоже стоит мужчина, а я тут весь расквасился. У меня ушло полгода на то, чтобы понять, как это делается, как научиться расслабляться и давать выход эмоциям. Перед каждым занятием мы час только расслаблялись".
2. Чашка кофе
"Казалось бы, что может быть проще – изобразить, что ты пьёшь кофе. Помню реакцию Дэвида, он сказал: "Вместо того, чтобы пить кофе, ты показываешь, что пьёшь кофе, опусти плечи, опусти локоть, прижми руку". Потом он посмотрел на меня и спросил: "А ты какой чай пьёшь?" Я удивился: "Просто чай". Страсберг покачал головой: "Ну, во-первых, ты пьёшь кофе, а, во-вторых, ты должен знать, какой кофе ты пьёшь".
3. Личный предмет
"Задача такая: принести на занятия вещь, с которой вас связывают долгие отношения. Я принёс трансформер. Дело в том, что когда мне было шесть лет, у меня отняли подобный трансформер, поэтому для меня трансформер значил много. И я должен был воспроизвести эту историю на уроке. Дэвид подходит ко мне и спрашивает: "Могу я взять твою игрушку?" И я почувствовал, как во мне забушевала злоба, но я контролировал себя. Я ответил, что нет. А когда он спросил, а что будет, если он его сломает, я замахнулся на него стулом, но я не ударил, я находился здесь и сейчас, а не тогда, я прекрасно отдавал себе отчёт, в том, что я делаю, поэтому потом я спокойно поставил стул и сел на него. Я управлял собственными эмоциями.