Сергея Маковецкого мы встретили на выборгском кинофестивале "Окно в Европу". Актер прибыл сюда, чтобы представить свою новую работу - роль священника, отца Александра в фильме Владимира Хотиненко "Поп". Фильм произвел в Выборге фурор. Воспользовавшись случаем мы поговорили с артистом.
Сергей Васильевич, как вы проводите это лето? Это, наверное, не первый фестиваль, который вы посещаете? - Нет, это лето не было фестивальным. Оно было рабочим. Я брал небольшой отпуск, но, в основном, работал. У меня же на выпуске сейчас два спектакля – "Дядя Ваня" и "Записки сумасшедшего". "Дядя Ваня" – премьера в сентябре, в Театре Вахтангова, а "Записки" - в октябре, у Камо Гинкаса. Это два уникальных произведения. Классика вообще уникальна… А что еще кроме нее ставить? Назовите мне авторов? Так что в "Дяде Ване" я сыграю Войницкого, а в "Записках", там один персонаж – Поприщенко.
Как вы подошли к роли священника в новом фильме, как готовились?– Бережно. Мы же, кроме всего прочего, распутываем здесь сложнейший клубок духовных, нравственных проблем. Мой герой – один из тех, кто на оккупированной немцами территории создает так называемую "Псковскую миссию", восстанавливает разрушенные большевиками церкви. И, так или иначе, сотрудничает с немцами… Поэтому все это делалось аккуратненько. Именно так к этой работе я подходил. Чтобы не получилось "поп - толоконный лоб", чтобы не было смешно, не получилось иронично, не вызвало снисходительных улыбок. Все слова и все реакции выверялись практически до микрона. Потому что я прекрасно понимаю, что человеческая реакция отличается от реакции истинного батюшки. Там, где бы мне хотелось встать и в ответ на любой негативный вопрос треснуть кулаком по столу и сказать: "Да, п…!", истинный батюшка такого не позволит себе.
Что особенно помогло в работе?– Нас очень выручили видеозаписи отца Иоанна Крестьянкина. Его интервью, проповеди. Потому что надо было отстранение убрать, надо было, чтобы этот человек был вот тут, рядом. И прост, и смиренен, с нормальными реакциями. И нас Крестьянкин выручил. Мы многое брали и от других людей, в том числе даже от покойного патриарха Алексия, но в основе моего отца Александра лежит манера Крестьянкина. У него есть еще и реальный прототип, батюшка ныне живущий. Он к нам приходил, и многое с него "снято" было. И он нам, допустим, принес пояс митрополита Сергия Воскресенского вышивной. И я его на съемках надевал. Облачение вообще было уникальным. Один только наперсный крест 1837 года чего стоит!
В фильме есть интересный прием. Кадр то и дело останавливается, и мы видим черно-белую фотографию. Говорят, что в основе лежат исторические фотоотпечатки. Это правда?– Да, это поверьте мне – исторические фотографии. Когда, например, немцы покрывают козла флагом красным, или фотографируются с бюстом Ленина. Есть фотография, когда Тихвинская икона Божьей матери передается митрополиту псковскому Сергию Воскресенскому немецким офицером. Я, кстати, должен вам сказать, что немцы в начале войны вели себя очень корректно по отношению к населению. Пока их не стали "щипать" партизаны.
Маковецкий с супругой в ВыборгеФильм неоднократно менял названия. Было и "На реках Вавилона", и "Прощеное воскресенье", и "Преображение". И вот, наконец, "Поп". Не кажется вам, что это - самое неудачное? Потому что сейчас слово это ассоциируется не со служителем церкви, а с поп-музыкой, прежде всего. А в отношении священников носит негативную окраску. Как вы уже говорили "поп - толоконный лоб", и так далее.– Может, поэтому так и назвали его прокатчики? (Смеется) Вы знаете, слово "поп" в советское время переводилось, как "пастырь овец православных". Это греческое слово – от слова "папа", "отец". Это и "священник". Мне кажется, что это название имеет энергию, провокацию. И, может быть, этим фильмом мы это слово реабилитируем.
Такая значимая и ответственная роль, она вас как-то изменила?- Хотелось бы так сказать. С другой стороны, я все время нахожусь в сомнениях по этому вопросу. Актерство – это великая игра. Которая тебя будоражит, которая безумно эгоистическая. Поэтому, как оно меняет? Допустим, мы снимаем момент казни партизан. Стоит массовка, а вокруг огромное количество ос вьется. Включили камеру, я должен войти в круг массовки. А в это время одна дама машет руками – отгоняет этих ос от себя. Мне, видите ли, уже как отцу Александру это "не понравилось". И я проходя мимо ее очень резко оттолкнул. А я находился уже в епитрахилье и наперсном кресте. И это был самый плохой дубль! Там не было не батюшки Александра, ни меня! И я понял, что когда на тебе такие реликвии – будь добр. Поэтому, терпению, допустим, эта картина меня чуть-чуть научила. Но не до конца все равно. Мне бы хотелось терпеть и не реагировать так, как я реагирую. Но, к сожалению, занавес закрывается, и мы выходим со сцены или из кадра на улицу, и опять наступаем на свои же грабли. Поэтому, насколько роль меняет человека, для меня это вопрос. С одной стороны, хочется сказать, что очень меняет, а с другой, получается, что не меняет совсем!
Священники какую оценку вам ставят за этого персонажа?– Как мне сказал отец Кирилл, который нам помогал – настоятель храма Троицы в Листах, на Сухаревской площади, – (он был с нами в Минске, он помогал): "Сережа, к нам с вами нет замечаний!" (Смеется) Мы сделали верно – по правилам: в какой руке кадило, в какой свеча, и так далее.
Буквально перед самым началом съемок у Хотиненко вы закончили сниматься у Михалкова в "Утомленных солнцем 2". Что там за герой?– Офицер-смершевец. Очень жесткий человек, но интересный.
Получается, что вы на экране, в двух фильмах прожили практически один и тот же временной, исторический отрезок. И сыграли двух людей, которые буквально находятся по разные стороны фронта и диаметрально противоположны друг другу. Антагонистов. Сложно было переключаться?– Вы меня сейчас заставляете об этом подумать! У Михалкова – война, действующий офицер, в "Попе" - батюшка. Два разных человека и служение у них – разное. Время было очень страшное, мы много не знаем. Ведь вся страна была в оккупации. И что такое жизнь там – мы с вами не представляем. Мы знаем войну, фронт. А ведь две трети населения попало под немцев. И, допустим, по "Утомленным солнцем" мы понимаем, что эти люди – кто был расстрелян, а кто сослан как враг народа. Поэтому тема серьезная. А то, что все так совпало у меня, значит, это кому-то было нужно! Я сам ничего не выстраивал!
После всех ваших ролей, кого бы еще хотелось сыграть?- Совсем не важно, кого именно. Но только чтобы это был хороший комедийный персонаж. И комедия. Я понимаю, что сегодня снимать такие фильмы безумно сложно. Напугать или заставить плакать человека легче. А вот над чем смеяться – нет сейчас у режиссеров такого понимания. А очень бы хотелось комедии ситуаций, положений, с переодеваниями. Но вот как будут звать этого персонажа – не знаю. Давайте поживем. Сейчас я много переговоров веду. Читаю, размышляю, насколько мне это интересно. Потому что никогда не снимаюсь ради денег. Какие бы они ни были. Мне хочется, чтобы удовольствие мне это доставляло, а не просто зарабатывать.
Сейчас, в кризис, зарабатывать стало труднее?- Ну, а вам как?
Сложно…- У нас ставки театральные не изменились. Актерам всегда платили мало. И в кино, если сравнивать с другими странами. Если бы я там снимался и был со своими фильмами и ролями, то, наверное, у меня бы не было проблем, которые иногда возникают.
"Поп" - о чем фильм?Война, на оккупированной немцами территории Псковской области священнослужители РПЦ создают "Псковскую миссию". Восстанавливают закрытые, разрушенные большевиками церкви. Отец Александр (Сергей Маковецкий) тихо и достойно исполняет свое служение, помогая людям не только словом божьим, но и делом. Миссия милосердия оборачивается тяжелым испытанием. Человек и патриот, далекий от политики становится заложником идеологических и пропагандистских стратегий: фашизма, большевизма и интересов отцов церкви за рубежом.