Завершился Кубок Конфедераций FIFA 2017. Победители празднуют, проигравшие анализируют ошибки, а мы, тем временем, можем подвести итоги игры вне футбольного поля, арбитром которой выступало  Санкт-Петербургское УФАС России.
В рамках проекта газеты METRO "УФАС уполномочен заявить..." заместитель руководителя управления Вячеслав Тукаев расскажет, было ли нарушено законодательство во время проведения спортивного соревнования.

Вячеслав Александрович, перед проведением Кубка ваше ведомство предостерегало компании от возможных случаев нарушения законов "О подготовке к чемпионату мира и Кубку конфедераций", "О защите конкуренции" и "О рекламе". Все ли организации прислушались к наставлениям? Все ли соблюдали эти нормы?

– Кубок Конфедераций 2017 завершен. Но прежде чем ответить на Ваш вопрос, хотелось бы поблагодарить организаторов за проделанную работу, что уж говорить, проведение мероприятий такого уровня – задача не из лёгких. И защита самой символики FIFA стала одним из направлений по успешному проведению соревнования.

У компаний и организаций зачастую есть соблазн прорекламировать себя за чужой счёт. Например, чуть изменить символику или придумать обозначения, сходные до степени смешения с официальными. Всё это было запрещено, равно как и использование без соответствующего разрешения официальной символики FIFA при проведении любых видов маркетинговых активностей и продаже товаров.

Не разрешалось, но всё же кем-то использовалось? Вы поймали нарушителей?

– Да, несколько нарушений было выявлено. Например, в поле зрения управления попали вывески лобби бара "Бутик-отеля "Автор", афиша Viking Vill в ТРК "Питерлэнд" и афиша бара Maximilian в ТРК "Меркурий", а на Невском проспекте у греческой таверны "Сиртаки&Акрополи" без наличия согласования с FIFA был выставлен анонс прямой трансляции с символикой Кубка.

То есть в основном нарушителями стали небольшие заведения.
– Не совсем. На крючок также попались довольно крупные хозсубъекты, например, "М.Видео", а в радиусе двух тысяч метров вокруг зоны стадиона "Санкт-Петербург Арена" незаконно распространялись листовки сети ресторанов "Евразия" и "Карлс Джуниор".

И что в итоге грозит этим компаниям? Вы возбудили дела и выписали штрафы?

– Во всех случаях юридическим лицам были направлены предупреждения о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Такие действия расцениваются, как недобросовестная конкуренция.
Важно отметить, что большинство компаний, получивших предупреждение, уже их исполнили.

Недобросовестная конкуренция, а незаконная реклама здесь ни при чём?

– Мы расцениваем такие действия, как недобросовестную конкуренцию. Поясню почему так.  
Представьте два спортбара. Они расположены рядом. Кухня в барах одинаковая: гренки, пиво, чипсы. И там и там можно посмотреть матчи Кубка Конфедераций. До проведения мероприятия в барах во время футбольных матчей было примерно одинаковое количество болельщиков.  И вдруг одно из заведений прямо при входе размещает информацию с символикой Кубка. В какой бы бар, по-вашему, пошел заядлый болельщик?

Это же очевидно, что, конечно, в тот, который создает впечатление, что он каким-то образом причастен к Кубку! Спасибо, что пояснили.
А чем ещё запомнился этот спортивный праздник вашему ведомству? Может были ещё какие-то нарушения?

– Нет, нарушений больше не было, можно сказать, репетиция перед проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году прошла хорошо. Взаимодействие с представителями FIFA установлено.

Надеюсь, что подписчикам в соцсетях Кубок запомнился нашими постами, написанными в футбольной стилистике. Мы подумали и решили, что между футболом и рассмотрением дел в антимонопольном ведомстве много общего. Ведь некоторые футбольные термины с лёгкостью могут быть переведены в антимонопольный лексикон.

Например?

– Например, те же "желтые карточки" или как их называют в народе "горчичники". Чем вам не предупреждения, о которых я только что рассказал?

Или "дерби". В футболе – это спортивный матч между двумя соперничающими командами из одного города или региона, у нас – рассмотрение дела между компаниями, действующими на одном товарном рынке. В комментариях один наш читатель заметил, что на товарных рынках Санкт-Петербурга дерби есть, т.е. конкуренция присутствует, а на футболе в Петербурге – монополия, т.к. за Петербург играет только "Зенит".
Всего мы выпустили 15 постов и объединили их в "Футбольно-антимонопольный словарь".

Интересно! Нужно будет почаще заходить на ваши странички.
– Да ВКонтакте, в Фейсбуке, в Инстаграмме, в Твиттере и на Ютубе - всегда есть что почитать и о футболе и об антимонопольном регулировании.