Санкт-Петербург лидирует по количеству торговых сетей на рынке розничной торговли продовольственными товарами
Антимонопольное ведомство Санкт-Петербурга обнародовало ежегодный отчёт о долях основных хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли продовольственными товарами за 2015–2018 гг. Может ли крупный бизнес вытеснить магазины шаговый доступности, и что происходит между самими торговыми сетями? Поговорим об этом с руководителем Санкт-Петербургского УФАС России Вадимом Владимировым в рамках рубрики «УФАС уполномочен заявить».
Вадим Валерьевич, как обычный покупатель, я не то чтобы пристально слежу за открытием новых «Пятёрочек» и «ОКеев», просто замечаю, что иногда закрываются не только маленькие магазинчики, но и достаточно большие сети. Например, у меня во дворе была «К-Руока». Она закрылась, и я так понимаю, все магазины этой сети выкупила «Лента». В связи с этим – стала ли она лидером на рынке?
– Для начала отмечу, что совокупная доля крупных торговых сетей на рынке розничной торговли продовольственными товарами в прошлом году составила 91%. Таким образом, только 9% занимают несетевые магазины.
По объёму всех реализованных продтоваров доля «Ленты» в 2018 году составила 13,7%. И это далеко не лидерская позиция. Первое место принадлежит X5 Retail Group – она занимает чуть больше 27% рынка.
Это больше четверти! Не кажется ли вам, что эта сеть слишком разрослась?
- Да, действительно, Закон о торговле фиксирует определённый рубеж в 25%, за который запрещается переходить торговым сетям.
В прошлом году супермаркеты «ОКей-экспресс» перешли к X5 Retail Group. На их месте открылись супермаркеты «Перекрёсток». Ритейлер «ОКей» оставил себе только формат гипермаркетов.
В том числе и за счёт этого X5 Retail Group впервые за несколько лет превысила порог в 25%. И по закону это предел. Этот ритейлер не может больше в Петербурге арендовать или приобретать площади для открытия новых магазинов.
Антимонопольный орган вправе как-то влиять на ситуацию? Или вы даёте статистику, которая является неким своеобразным предупреждением для торговых сетей поумерить аппетит?
– План действий такой. В случае превышения 25-процентного барьера Санкт-Петербургское УФАС России может подать в Арбитражный суд требование о признании договоров по аренде или покупке площадей магазинов, за счёт которых превышен этот барьер, ничтожными. Но не всё так просто.
Немаловажную роль здесь играют даты заключения договоров. Почему? Потому что доли торговых сетей высчитываются антимонопольным органом исходя из статистики, предоставляемой «Петростатом», которая обычно появляется в первом квартале текущего года. Значит, до появления этих данных ритейлер в принципе не может оценить свою долю и предпринять меры для сокращения количества магазинов.
То есть, образно выражаясь, торговая сеть всё же не попалась в сеть антимонопольную? X5 может выйти сухой из воды?
- Как раз-таки попалась. Теперь мы будем пристально следить за деятельностью этого ритейлера. Нам предстоит запросить у него информацию, провести проверку и потом решить: обращаться в суд или нет.
А не кажется ли вам, что 25% – это в принципе слишком много для одного участника рынка?
- Споры по поводу понижения этого допустимого порога ведутся достаточно давно. Но Федеральная антимонопольная служба считает эту цифру вполне приемлемой. Это не много и не мало.
Пока введение каких-либо изменений преждевременно и нецелесообразно. Последствия понижения или повышения этого показателя до конца не оценены, поэтому может возникнуть риск ограничения развития конкуренции в сфере розничной торговли.
На сегодняшний день участники рынка и органы власти придерживаются различных взглядов, в связи с чем ведомство считает необходимым продолжать диалог для поиска оптимального решения.
Вадим Валерьевич, последний вопрос. Как в целом обстоят дела на рынке розничной торговли? Вы назвали общую цифру – 91% занимают крупные торговые сети. Как выживает малый бизнес в таких условиях?
- Да, 91% – это большая цифра. Среди всех субъектов РФ только в Санкт-Петербурге такие показатели. И это безусловно пугает малый бизнес. Я думаю, что небольшие продуктовые магазины должны искать свои ниши, выигрывать за счет эксклюзивности. Почему бы предпринимателям, например, не заняться торговлей свежими продуктами исключительно из Ленинградской области?
Это отличная идея! Спасибо, вам Вадим Валерьевич, за подробное и обстоятельное интервью.